Бас-кларнет: описание инструмента, звучание, история, техника игры

Бас-кларнет: описание инструмента, звучание, история, техника игры Породы

Описание инструмента

Бас-кларнет, на итальянском звучащий как «clarinetto basso», относится к категории деревянных духовых музыкальных инструментов. Устройство его подобно устройству обычного кларнета, главными элементами конструкции являются:

  • Корпус: прямая цилиндрическая трубки, состоящая из 5 элементов (раструба, мундштука, колен (верхнего, нижнего), бочонка).
  • Трость (язычок) – тонкая пластинка, служащая для извлечения звука.
  • Клапаны, кольца, звуковые отверстия, украшающие поверхность корпуса.

Изготавливают бас-кларнет из благородных пород дерева – черного, мпинго, кокобола. Большая часть работ проводится вручную, согласно указаниям, разработанным столетие назад. Материал изготовления, кропотливость работы сказывается на цене предмета – данное удовольствие не из дешевых.

Диапазон бас-кларнета – примерно 4 октавы (от ре большой октавы до си-бемоль контроктавы). Главное применение – в строе В (си-бемоль). Ноты пишутся в басовом ключе, тоном выше положенного.

Chalumeau

Шалюмо только было зарегистрировано с конца 17 — го века , и поэтому только немного старше , чем кларнет. По сравнению с более ранними инструментами с одним язычком , некоторые из которых также назывались chalumeau / shawm , трость chalumeau может быть отсоединена от мундштука (гетероглоточная трость).

Шалюмо имеет цилиндрическую трубку. Он не имеет выдутой клавиши и использовался только в основном регистре, то есть в диапазоне мажорной девятой части. Могут возникать чрезмерно раздутые тона, но звук неудовлетворительный и часто нечистый.

Адаптация к актуальной в данный момент питче

Для настройки инструмента кларнетисты используют груши разной длины, с одной стороны, а с другой стороны, грушу можно вытянуть на несколько миллиметров из верхней части, чтобы интонировать глубже. Кларнетисты из Бонна Генри Паулюс и Маттиас Шулер разработали грушу для кларнета с непрерывной настройкой в ​​2008 году и получили патент во многих странах (ЕС, США, Японии и Китае), который, как ожидается, будет действовать до 2028 года.

Эту грушу кларнета больше не нужно вытаскивать, ее можно отрегулировать с помощью рифленого вращающегося кольца, похожего на зум-объектив (поэтому они называют свое изобретение «Z-груша»). Концертная высота а ‘(обозначенная h’ на кларнете Bb) сегодня настроена на 440–444 Гц.

Для чистоты интонации кларнета Bb используется b » на октаву ниже и b » на октаву выше. Проверка суб-пятой ми ‘или трезвучия ми минор являются дополнительными показателями чистоты интонации. В крайнем случае, помимо экстракта груши, можно вытянуть верхнюю часть из нижней (коррекция в середине), если настроение сильно завышено.

Тем не менее, кларнеты очень чувствительны к высоте тона, так как они перебивают дуодецим и, таким образом, верхние ноты быстро становятся нечистыми. Инструмент уже не тот, как говорит музыкант, «сам по себе». Некоторые музыканты могут использовать этот подход, чтобы сыграть несколько вибраций выше или ниже, но по сравнению с флейтами, гобоями или фаготами, которые при необходимости могут «расширяться» дальше — а затем немного исправлять их подходом — объем кларнета очень велик. ограничено.

Немецкая школа ветра любит прикрывать отдельные клавиши правой рукой для критических «коротких» нот; вот как они звучат «круглее». Эти ноты имеют тенденцию быть слишком высокими и сделаны немного глубже. Также можно использовать другие вспомогательные ручки, но они немного отличаются для каждого инструмента. Легкая трость делает ноты немного глубже, а более твердая — немного выше.

Более глубокие кларнеты

Двойной бас — кларнета в Bb звучит на две октавы ниже , чем кларнет Bb и используется в крупномасштабных работ из 20 и 21 веков, например , в Арнольда Шенберга Пять оркестровых пьес опус 16 , Дьердь Ligetis Lontano и Яниса Ксенакиса ‘ Jonchaies а как в музыке к фильмам.

Часто контрабас-кларнет дублирует партию контрабаса. Иногда контрабас-кларнет также встречается в духовых оркестрах. В концертном исполнении глубокий регистр кларнета рядом с бас-кларнетом иногда используется для усиления контра-альта. Кларнет использовал звуки на октаву ниже, чем у альт-кларнета в Eb.

Из еще более низкого субконтра-альт-кларнета в Eb (звучащего на две октавы ниже, чем альт-кларнет в ми-бемоль) и субконтра-бас-кларнета в Bb (звучащего на три октавы ниже, чем у кларнета в Bb) во всем мире существует всего несколько копий.

Вибрато, тремоло

В джазе и американской популярной музыке на кларнете традиционно играет ярко выраженное вибрато. Однако в классической музыке , кантри и духовой музыке на кларнете традиционно играют с максимально прямым и постоянным тоном.

Достижения

Бас-кларнет: описание инструмента, звучание, история, техника игры

Одноточечное соединение H’-cis от Рудольфа Юбеля в сравнении с обычным вариантом.

Следующим важным шагом в развитии стало изобретение Иваном Мюллером кларнета, описанного выше в разделе «Аппликативные системы», что можно охарактеризовать как революцию в конструкции кларнета. В течение 19 века к этой системе, которая была популярна во всем мире, было добавлено больше ключей.

В 1839 году Гиацинт Клосе разработал совершенно новое расположение отверстий и ключей, на которое сильно повлияли расчеты Теобальда Бема , которые он применил к конструкции флейты .

Он также назвал свое изобретение системой Бема в его честь . Поскольку эта аппликатура была разработана совершенно по-новому, и музыкантам, которые привыкли к системе Мюллера, пришлось полностью переучивать ее, однако, она постепенно приживалась.

Более поздний пример технического новшества в немецком кларнете — одноточечное соединение трели B’-c sharp ». Рудольф Убель, племянник Фридриха Артура Убеля , запатентовал его в 1949 году. На иллюстрации показаны две нижние пьесы кларнетов Артура Убеля 1990-х годов: двухточечное соединение здесь — младший инструмент; дизайн возвращен к первоначальному варианту.

Другое использование

  • В клезмерской ( Гиора Фейдман , Джоэл Рубин ) и в восточноевропейской народной музыке ( Иво Папасов ) кларнет широко используется как сольный или аккомпанирующий инструмент.
  • В частности , на Балканах кларнет является стандартным инструментом даже в самых маленьких формациях.
  • Кларнет не совсем незаменим, но он по-прежнему важен в альпийской народной музыке.
  • В турецком фольклоре обычно слышны деревянные или металлические кларнеты Альберта солью , на которых играет, например, Хюсню Шенлендиричи.
  • Реже он используется в поп-музыке, например в некоторых хитах группы Supertramp. Необычное сочетание диксиленд джаз и бит — музыки можно найти, например , в пьесе Когда я Шестьдесят четыре из Beatles
  • В Греции кларнет ( кларнет ) играет важную роль в традиционном танце, свадебной музыке и музыке плача. Инструменты греческого плача часто включают соло кларнета, часто с импровизацией.

Духовой оркестр

В духовых и военных оркестрах кларнет используется, среди прочего, для быстрых сольных пассажей. В аранжировках симфонических произведений духовой музыки кларнеты, разделенные на две или более группы, часто заменяют партии скрипки .

Там они играют в основном в верхнем диапазоне тонов, в котором они немного выделяются среди других инструментов. В более крупных духовых оркестрах, помимо преобладающих кларнетов Bb, которые являются припевом, играют кларнет Eb, нижний кларнет-альт в Eb и бас-кларнет в Bb. Контрабас-кларнет в Eb и контрабас-кларнет в Bb встречаются редко.

В чешско-моравской народной музыке кларнет обычно состоит из двух частей (Eb и Bb) и, помимо собственных сольных пассажей, выполняет орнаментальную функцию. Поскольку частые трели и шестнадцатая нота напоминают щебетание птиц, им часто дают имена певчие птицы, например, в названиях Song of the Lark или Blackbird Brothers .

Известные кларнетисты

  • Первой великой звездой кларнета был Антон Стадлер (1753–1812), для которого Вольфганг Амадей Моцарт написал почти все свои произведения для кларнета, бассет-рожка или бассет-кларнета «специально для него». Первоначально он приехал из Праги , но из-за своей большой популярности во многих европейских мегаполисах вел настоящую странствующую жизнь.
  • Мюнхенский придворный музыкант Генрих Йозеф Баерманн (1784–1847), вероятно, оказал такое же вдохновляющее влияние на Карла Марию фон Вебера, который посвятил ему два концерта, концертную и камерную музыку. Его сын Карл Берманн также был кларнетистом и, помимо некоторых концертов, написал школу кларнета, которая используется до сих пор.
  • Современником Генриха Бермана, считавшегося величайшим виртуозом своего времени, был Иоганн Симон Хермстедт . Луи Шпор посвятил свои четыре концерта для кларнета ему, который, в отличие от Вебера, не принимал во внимание технические проблемы кларнета. Эта «безжалостность» со стороны Шпора побудила Гермштедта соответствующим образом усовершенствовать инструмент.
  • Даже Иоганнес Брамс, который фактически прекратил сочинять музыку в 1890-х годах, был побужден красивым тоном самоучки Ричарда Мюльфельда (1856–1907) незадолго до конца своей жизни сочинить несколько произведений для кларнета.
  • Для Бенни Гудмен состоит Аарон Copland и Хиндемит их знаменитые кларнеты концерты. Даже Бела Барток посвятил свои контрасты Гудмана скрипке, кларнету и фортепиано.

Другие важные музыканты указаны выше в информационном окне и в списке упомянутых там кларнетистов .

Индивидуальные доказательства

  1. Иоганн Готфрид Вальтер : Музыкальный лексикон […]. Wolffgang Deer, Leipzig 1732, p. 168 («Кларнетто — инструмент, […] изобретенный в начале этой Секули в Нюрнберге […]»; см. Также «Кларнет в 18 веке» )
  2. Обзор — Европейский патентный реестр. Проверено 12 февраля 2020 года . 
  3. Z-груша. Паулюс унд Шулера GbR, доступ к 18 мая 2021 года . 
  4. цифровая и американская нотация: A4
  5. Стефани Англоэр, немецкая и французская система кларнета. Сравнительное исследование звуковой эстетики и дидактической коммуникации, первая диссертация для получения докторской степени по философии в Университете Людвига Максимилиана в Мюнхене , 293 страницы, Herbert Utz Verlag GmbH, Мюнхен 2007, здесь стр. 20
  6. Стефани Англоэр, немецкая и французская система кларнета. Сравнительное исследование звуковой эстетики и дидактической коммуникации, первая диссертация для получения докторской степени по философии в Университете Людвига Максимилиана в Мюнхене , 293 страницы, Herbert Utz Verlag GmbH, Мюнхен 2007, стр. 23 f
  7. Юрген Мейер: Об акустике кларнета . В: Конни Рестл, Хайке Фрике (ред.): Очаровательный кларнет . Prestel Verlag, Мюнхен 2004, ISBN 3-7913-3180-9 , стр. 184 . 
  8. Score, Edition Eulenburg, предисловие Алана Хакера.
  9. H-Cis одноточечное соединение: ссылка на запись в базе данных патентов .
  10. Daniel Hörth (2003): Сравнение французских, немецких и австрийских комбинаций мундштука, трости и трости в кларнетах ( онлайн ( Мементо от 17 ноября 2021 года в Интернет-архиве )) (pdf)
  11. Курт Бирсак: Зальцбург, Гайдн и кларнет, в: The Clarinet Vol. 27 (1999), No. 1. С. 36-40.
  12. Корай Дегирменчи: Создание глобальной музыки в Турции . Lexington Books, 2021, ISBN 978-0-7391-7546-0 , стр. 76 (английский, ограниченный предварительный просмотр в поиске Google Книг). 
  13. Элейн Ландау: Вам нужен кларнет? Публикации Лернера, 2021, ISBN 978-0-7613-5421-5 , стр. 13 (английский, ограниченный предварительный просмотр в поиске Google Книг). 
  14. a b c d Бренд Дженнифер Мэй: От дизайна к упадку: производство Boosey & Hawkes и кларнетов в Великобритании, 1879–1986. (PDF) В: Диссертация подана в частичном соответствии с требованиями Goldsmiths, Лондонского университета для получения степени доктора философии. Ноябрь 2021, доступ к 9 декабря 2021 . 
  15. Лоусон, Колин (ред.): Кембриджский компаньон кларнету . 1-е изд. Издательство Кембриджского университета, Кембридж [Англия] 1995, ISBN 0-521-47066-8 . 
  16. a b c Питер Итон Кларнеты и мундштуки для кларнета. Проверено 6 декабря 2021 года . 
  17. а б в г Гибсон, О. Ли (Оскар Ли): Акустика кларнета . Издательство Индианского университета, Блумингтон и Индианаполис, 1994, ISBN 0-253-32576-5 . 
  18. Хёприх, Эрик: Кларнет . Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон, 2008 г., ISBN 978-0-300-10282-6 . 

Инструменты в старых локациях

Бас-кларнет: описание инструмента, звучание, история, техника игры

Бассет-кларнет

Бассет рог в F основном используется Вольфганг Амадей Моцарт в некоторых из его опер ( Волшебная флейта ), камерных произведений и в его Реквиеме , а затем Феликс Мендельсона и Рихард Штраус (в Электре и Die Женщина без тени ).

Сегодня он переживает возрождение новой квартетной литературы для кларнетов. Диапазон бассет-рожка расширен с помощью так называемых бассет-клавиш до нотной c (звучание F) (точно так же, как длинный бас-кларнет и бассет-кларнет расширены до нотной c).

Это означает, что диапазон составляет четыре полных октавы. В основном в Концерте , который принимает альт кларнете в ней роль центрального положения между нормальным и бас — кларнет. Обычно он строится без бассет-клавиш, но иногда расширяется до нотного d (звучание F), чтобы иметь возможность воспроизводить партии бассет-рожка.

Бас-кларнет: описание инструмента, звучание, история, техника игры

6 глубоких кларнетов (система Бема): альт-кларнет, бассет-рожок, короткий бас чист., Длинный бас чист., Контраль чистый. и контрабас четкий.

Бас-кларнет: описание инструмента, звучание, история, техника игры

Различные инструменты семейства кларнетов (немецкая система), на которых играет

Трио трибальных кларнетов

: левый кларнет с низкой солью (

Тео Йоргенсманн

), средний контрабас-кларнет (

Эрнст Ульрих Дойкер

), правый бассет-валторна (

Этьен Ролин

)

История

История отдельных язычковых инструментов восходит к античности. С древних египетских времен, в классической античности, а также в средние века было доказано большое количество инструментов различной формы, часто с двойной звуковой трубкой.

В регионах с живой традиционной музыкальной традицией такие инструменты частично сохранились до наших дней (например, сипси). В трости этих инструментов вибрирующий язык создается путем надреза в стебле трости (idioglottes reed). В отличие от этого, для кларнета используется трость, которую можно установить на мундштук и снова снять, то есть гетероглотная трость.

История бас-кларнета

Первоначально был создан обычный кларнет – событие произошло во второй половине XVIII века. Далее понадобился практически век для того, чтобы усовершенствовать его в бас-кларнет. Автором разработки является бельгиец Адольф Сакс, которому принадлежит еще одно значительное изобретение – саксофон.

А.Сакс кропотливо изучил имеющиеся в XIX веке модели, долгое время работал над усовершенствованием клапанов, улучшением интонаций, расширением диапазона. Из-под руки специалиста вышел совершенный академический инструмент, занявший достойное место в симфоническом оркестре.

Густой, несколько мрачный тембр инструмента незаменим в отдельных сольных эпизодах музыкального произведения. Услышать его звучание можно в операх Вагнера, Верди, симфониях Чайковского, Шостаковича.

ХХ век открыл новые возможности почитателям инструмента: для него пишутся сольные выступления, он входит в состав камерных ансамблей, является востребованных у джазовых и даже рок-исполнителей.

Камерная музыка

В чисто духовой камерной музыке нет образования без кларнета. В гармонической музыке духовых октетов и секстетов обычно два, в квинтете деревянных духовых — одна партия кларнета.

Другой важный состав — это современный ансамбль кларнета с кларнетами, бассет-рожками, ми-бемоль кларнетом, бас-кларнетом и саксофонами или квартет кларнетов, состоящий из двух кларнетов, бассет-рожка и бас-кларнета. Кларнет также играет важную роль в квинтетах Моцарта и Бетховена для фортепиано и духовых инструментов .

В смешанной камерной музыке (духовые и струнные) прежде всего следует упомянуть квинтет кларнета , сочетающий звучание солирующего духового инструмента со струнным квартетом . В квинтета Моцарта и Брамса особенно примечательны здесь.

В более крупном смешанном составе, таком как Октет Шуберта или Септет Бетховена , кларнет часто разделяет основную партию с первой скрипкой . Знаменитые трио были написаны Моцартом (кларнет, альт, фортепиано)

и Брамсом (кларнет, виолончель, фортепиано). Оливье Мессиан играет на кларнете, скрипке, виолончели и фортепиано в своем Quatuor pour la fin du temps (квартет на конец времен) .

Пожалуй, самый известный образец для двух кларнетов является соната для двух кларнетов FP7 по Франсиса Пуленка .

см. также : Список квинтетов деревянных духовых инструментов (с кларнетом)

Кларнет в 18 веке

Бас-кларнет: описание инструмента, звучание, история, техника игры

Кларнет Деннера

Около 1700 немецких производителей инструментов приступили к дальнейшему развитию Chalumeau. Важнейшее достижение на пути к кларнету сделал немецкий инструментальный мастер Иоганн Кристоф Деннер . Его дальнейшее развитие chalumeau заключалось в создании инструмента, который был снабжен дополнительной заслонкой для обдува .

Поскольку этот инструмент имел громкий, чистый звук в среднем и верхнем регистрах , напоминающий звук барочной трубы (также известной как кларино из-за «игры на кларине» ), Майер в «Museum musicum» (1732 г.) назвал его кларнетто , то есть маленькая труба с надписью.

Поскольку на первых кларнетах не удавалось одновременно исполнять нижний и верхний регистры с удовлетворительным звуком и интонацией, первые кларнеты играли почти исключительно в усиленном регистре, а chalumeaus все еще создавались для нижнего регистра.

Самый нижний регистр кларнета до сих пор называется регистром Шалюмо . У кларнета Denner было только две клавиши, но вскоре другие производители добавили и другие, чтобы можно было играть на дополнительных нотах.

Литература

  • Вильгельм Альтенбург : Кларнет. Их происхождение и развитие до настоящего времени в акустическом, техническом и музыкальном отношении . Издательство CF Schmidt, Хайльбронн, 1904 г.
  • Ойген Бриксель : Кларнет и саксофон. (= Серия изданий для юных музыкантов. Выпуск 1). Музыкальный издатель Штефан Райшель, Oberneunkirchen Öst 1983.
  • Джек Браймер: Кларнет. Фишер Ташенбух, Франкфурт-на-Майне, 1983, ISBN 3-596-22986-3 .
  • Гюнтер Дуллат: Кларнеты . Контуры их развития. Эрвин Бочинский, Франкфурт-на-Майне 2001, ISBN 3-923639-44-9 .
  • Юрген Эльснер, Дитхард Рим, Вальтер Крюгер: Кларнеты. В: MGG Online, ноябрь 2021 г. ( Музыка в прошлом и настоящем , 1996 г.)
  • Эрик Хёприх: Кларнет. Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен / Лондон, 2008 г., ISBN 978-0-300-10282-6 .
  • Герхард Краснитцер: Мультифоника для кларнета с немецкой системой и другими современными техниками игры. Издание Эбенос, Аахен 2002.
  • Оскар Кролл: Кларнет. Bärenreiter, Kassel 1965, ISBN 3-7618-0086-X .
  • Колин Лоусон (ред.): Кембриджский компаньон для кларнета. Издательство Кембриджского университета, Кембридж 1995, ISBN 0-521-47668-2 .
  • Петр Нинаус: Требования к урокам духовых инструментов на примере кларнета. Грин, Мюнхен, 2009 г., ISBN 978-3-638-67545-1 .
  • Конни Рестл , Хайке Фрике (ред.): Очаровательный кларнет. Prestel, Мюнхен 2004, ISBN 3-7913-3180-9 .
  • Альберт Р. Райс: Кларнет. В: Grove Music Online , 25 июля 2021 г.
  • Томас Саттлер-Фудзимото: Кларнет — наслаждайтесь всеми чувствами. Самостоятельно опубликовано, Висбаден 2007.
  • Эрих Валентин: Справочник по музыкальным инструментам. Густав Боссе, Регенсбург 2004, ISBN 3-7649-2003-3 .

Любопытства

Бас-кларнет: описание инструмента, звучание, история, техника игры

Четыре вида четвертьтонового кларнета

Канадский производитель кларнетов Стивен Фокс создает кларнеты, настроенные по шкале Болена-Пирса . Из-за высокой совместимости этой гаммы с кларнетами их также можно значительно упростить в отношении ключевого механизма.

Материал и части кларнета

Бас-кларнет: описание инструмента, звучание, история, техника игры

Состав: мундштук, груша, верхняя часть, нижняя часть, чашка

Бас-кларнет: описание инструмента, звучание, история, техника игры

Мундштук с кольцевой лигатурой, конический внутри, из твердой резины

Тело кларнет был первоначально сделан из самшита ; сегодня в основном используется древесина гренадиллы . Он намного тверже и плотнее самшита, но и тяжелее. Вместо этого некоторые производители кларнетов также используют мопане или бубингу с похожими, если не столь выраженными, свойствами.

Кокоболо и палисандр , которое иногда еще называют палисандром, довольно непригодны для тела из-за отсутствия твердости. Недорогие инструменты изготавливают из АБС-пластика или эбонита , реже — из металла.

В 1994 году , Buffet Crampon разработан в композитный материал , состоящий из порошка из Grenadilla отходов и углеродных волокон и пометили кларнеты , изготовленные из него с лейблом «Green Line», с цена , соответствующая у Grenadilla кларнетов.

Самый новый и самый дорогой материал для верхней и нижней части — это деревянный сердечник с углеродным покрытием из гренадиллы или кокоболо. Каждый из различных материалов имеет свои звуковые характеристики. Ключевой механизм обычно изготавливаются из посеребренной или позолоченного мельхиора , реже латуни или никеля .

Общая длина кларнета Bb составляет примерно 66 см, кларнета A 71 см. Соответствующие версии Bassett примерно на 18 см длиннее. Внутреннее отверстие имеет ширину примерно от 14,6 до 15,7 мм; Конусность (разница между наименьшим и наибольшим диаметром) немецкого кларнета составляет 3 мм, французского 7 мм (в основном или исключительно в нижней части), см. Рис. Системы ручек . Помимо материала, для звука важен тип сверления.

Чтобы упростить изготовление, транспортировку и обслуживание, кларнет состоит из пяти отдельных частей, которые вставляются друг в друга с помощью штифтов с пробковым покрытием :

Воронка имеет решающее значение для звучания самых низких нот.

Отверстия для звука и клавиши расположены на верхней и нижней части . Тональные отверстия, которые закрываются пальцами, представляют собой простые круглые отверстия.

С другой стороны, тональные отверстия, которые закрываются или закрываются круглыми клавишами, утоплены и окружены приподнятым коническим кольцом с острыми краями (Zwirl) , по которому приклеенные к ним плакаты ударяются, когда клавиши закрываются. и тональное отверстие закрывается абсолютно плотно.

Обивка выполнена либо из кожи, в основном из мягкой козьей кожи, либо из Goretex . В отличие от верхней части цилиндрической формы, нижняя часть имеет слегка коническую форму в нижней половине, т.е. имеет узкую шкалу .

Мундштук в форме клюва изготовлен из закаленной резины, ранее также из дерева. Современные мундштуки изготавливаются из пластика, такого как эбонит или акрил , а также из стекла, металла или пластика. Фактически звуковой генератор представляет собой простую трость шириной примерно 12,5 мм (называемую «лист» или «лист» для краткости, см.

Также язык ), которая прикрепляется к мундштуку (также называемому клювом). Он почти всегда изготавливается из древесины тростника ( ворсовый тростник , Arundo donax ), реже — из пластика , который также можно армировать углеродными или стеклянными волокнами .

Для крепления металлических держателей кларнета используются пластиковые держатели, в зависимости от желаемого звука и после привычки (обе лигатуры, или лигатуры), или в немецкой системе также лист шнуров длиной около 120 см, которым оборачиваются мундштук и трость.

Во время игры вибрирующие части листьев закрываются губами. Изменяя положение губ и давление, оказываемое на трость, возможны более или менее широкие вариации высоты звука. Б. используется в глиссандо . Но даже при нормальном воспроизведении могут потребоваться меньшие модуляции, чтобы компенсировать несоответствия, связанные с дизайном.

Мундштук и трость критически важны для звука кларнета. Есть узкие, средние и широкие, а также узкие и широкие трассы. Промышленность производит язычки для всех этих мундштуков различной прочности. Правильная комбинация мундштука и трости чрезвычайно важна для кларнетиста.

Тем не менее, новые листы по-прежнему необходимо импортировать и иногда только после обработки. Профессиональные кларнетисты чаще переделывают свои трости: у листьев, которые стали слишком светлыми или слишком светлыми, кончики обрезаются в миллиметрах с помощью листореза, а у трудно перемещаемых листьев аккуратно кладут кончик лезвия на пластину из стекла или оргстекла с хвощом поверх листа истончают.

Про собак:  Басенджи – собака из глубины веков

Также важно следить за тем, чтобы нижняя сторона листьев была абсолютно прямой. Есть еще и точильный камень. Желательно не оставлять листья на мундштуке после использования, где кончик листа может скручиваться, а лучше положить лист слегка влажным на стекло или панель из оргстекла.

Таким образом, наконечник остается плоским, и его нужно только хорошо смочить перед следующим использованием. Тем не менее, даже если лист уже использовался, он полностью раскрывает свои свойства только после нескольких минут (возобновленного) использования.

Детали кларнета, тональные отверстия, ключи, обивка

Clarinet003.jpg

Мундштук с лигатурой (слева) и вкладышем (справа)

Tonlöcher.jpg

ш. нижний колонтитул

Zwirle.jpg

2 тонких отверстия в нижней части, выполненные в виде скручивания, ключи разобраны

Механика с колодками.jpg

Механика с колодками, разобрана

Нижняя часть покрыта.jpg

(второе изображение) Тональные отверстия в верхней части слева: 1. Тональное отверстие, окруженное металлическим кольцом, для указательного пальца 2. Zwirl, заслонка демонтирована, 3. Тональный дымоход отверстия, окруженного кольцом (кольцо демонтировано) для среднего палец, 4. Простое звуковое отверстие для безымянного пальца

Настроения

Бас-кларнет: описание инструмента, звучание, история, техника игры

Полный кларнет Бема (

Patricola CL4

) на низкий

Eb (все тональные отверстия окружены кольцами, также 5-я клавиша для мизинца справа)

Бас-кларнет: описание инструмента, звучание, история, техника игры

Ассортимент различных кларнетов: Bb, A, Eb, бассет-рожок, бас и контрабас

Семейство кларнетов имеет множество представителей разных размеров, потому что цилиндрическое отверстие и гибкая система заслонок особенно подходят для структурных экспериментов. Рихард Штраус уже сообщал в своей редакции « Теории инструментовки» Берлиоза об исполнении симфонии соль минор Моцарта с чистым оркестром кларнета, составленным из инструментов самых разных настроений.

Оркестр

Бас-кларнет: описание инструмента, звучание, история, техника игры

Кларнетист

Нью-Йоркского филармонического оркестра

(1917).

За исключением нескольких сольных выступлений, например, в произведениях Антонио Вивальди или Яна Дисмаса Зеленки , Chalumeau никогда не входил в состав барочного оркестра . Только с дальнейшим развитием кларнета инструмент смог утвердиться наравне с другими деревянными духовыми инструментами.

Вольфганг Амадей Моцарт услышал симфонии Карла Стамица в Мангейме в 1778 году и написал своему отцу:

«Ах, если бы у нас были кларнетти! — Вы не поверите, какое чудесное действие может иметь симфония с затишьями, гобоями и кларнетами! »

Эта цитата, однако, относится к придворному оркестру Зальцбурга, который начал использовать кларнет только в 1804 году. Кларнеты использовались в военной музыке князя-архиепископа самое позднее с 1769 года. Моцарт попытался, по крайней мере, с той даты, и интегрировать этот инструмент в Австрии в оркестр, и именно благодаря ему в симфониях, услышанных о Бетховене, используется кларнет уже для секции валторны и эквивалент гобоя и флейты .

Особенно характерные пассажи можно найти в самых сокровенных моментах многих опер Моцарта , конечно — здесь есть два бассетных валторны — в его Реквиеме и в медленных частях симфоний Бетховена . В то время в оркестре обычно было два кларнета.

Для многих композиторов эпохи романтизма кларнет, как и гобой эпохи барокко, является предпочтительным инструментом для интимных вокальных пассажей (например, в симфониях Мендельсона или Брамса). Даже в романтическом оперном оркестре ей часто придают выразительные вокальные партии .

Кроме того, группа кларнета в оркестре растет, часто используются три и более музыкантов, некоторые из которых также играют на второстепенных инструментах . Например, в романтическом оперном оркестре бас-кларнет играет все более важную роль (например, в операх Рихарда Вагнера ).

Партии кларнета из опер Рихарда Штрауса настолько важны и требовательны, что они все еще требуются сегодня в качестве обязательных пьес для прослушиваний. Отдельные композиторы (например, Шостакович в его опере « Леди Макбет Мценского» ) набирают до пяти или восьми (Рихард Штраус, Электра ) кларнетистов.

В начале 20-го века новый тип джаза также повлиял на концертную музыку , и, естественно, кларнет все чаще использовался как популярный джазовый инструмент, но он также представлен в оркестре. Всемирно известный пример — начало « Голубой рапсодии » Джорджа Гершвина . Новые композиторы ценят кларнет прежде всего за его маневренность во всех регистрах.

Педагогика

Как и на многих других инструментах, вы можете научиться играть на кларнете в частном порядке, в музыкальных школах , консерваториях или художественных школах . Перед покупкой инструмента важно проконсультироваться с будущим учителем, который может посоветовать ученику по выбору системы и качеству кларнета.

Продвинутый ученик может получить свою первую игровую практику в ансамблях кларнета, духовых оркестрах , любительских или школьных оркестрах. Ансамбли камерной музыки или университетские оркестры также подходят для профессионального обучения .

Для включения в симфонический оркестр необходимо успешное завершение типового игрового условия, в концерте Соли переносятся и сложные области оркестровых произведений. Подготовка к таким прослушиваниям является одним из основных направлений профессионального инструментального обучения.

Важные исследования и школьные работы для кларнета исходят от Кальмана Оппермана , Карла Берманна , Фридриха Берра , Джованни Баттиста Гамбаро , Гиацинта Клозе , Фрица Крепша , Рудольфа Джеттеля , Эрнесто Каваллини , Поля Жанжана , Альфреда Уля и Райнера Веле .

Распространенные сегодня формы и настроения

В современном обиходе в основном четыре размера: «нормальный» кларнет в Bb, в классической музыке также кларнет в A с настройкой на полтона ниже, из романтической классической музыки — бас-кларнет в Bb, а из позднего романтизма — также один высокий кларнет в Eb. .

Кларнет Bb является наиболее распространенным и также используется в джазовой и народной музыке. Он звучит на целый тон ниже нотного. В симфоническом и оперном оркестрах к нему присоединяется кларнет Ля , который звучит на минорную треть ниже нотного.

Попеременное использование этих двух типов в основном связано с техническими причинами, они почти идентичны с точки зрения звука: пассажи в си- бемольских тональностях легче исполняются на си-бемольском инструменте, ля-кларнет лучше подходит для игры. острые ключи.

Однако некоторые композиторы ставят на передний план тональную разницу, а не более легкую аппликатуру — они используют кларнет А для более мягкого или теплого звука и не принимают во внимание более сложную аппликатуру. Различные звуковые характеристики можно резюмировать следующим образом:

Некоторые кларнеты Böhm построены с использованием low es (Mi grave) и расширенной механики (так называемая система Vollböhm, см. Иллюстрацию). Кларнетисты могут играть весь текущий репертуар на одном инструменте с помощью всего лишь одного кларнета .

Вы также избегаете необходимости переключаться на холодный инструмент, что часто приводит к проблемам с интонацией. Однако иногда им приходится сочинять музыку в очень сложных тональностях, с чем без проблем справляется только инструмент Бема. Перепечатки оркестровых партий Breitkopf &

Härtel в США, в частности, часто включали транспонированные партии кларнета. Или музыкантам приходилось транспонировать prima vista , что, на удивление, часто хорошо осваивалось. Этот обычай был более распространен в романских странах.

Еще одно преимущество этого расширения вниз состоит в том, что его можно играть как короткое b (b ‘) с надуванием и, таким образом, звучать более полно, чем это — обычно очень важная нота. Хотя это нисходящее расширение диапазона не очень распространено — за исключением басового кларнета, — отдельные композиторы, тем не менее, ожидали этого.

Даже Густав Малер в своей 7-й симфонии сделал примечание по этому поводу (параграф 262). Отторино Респиги требует этого «глубокого эса» в своей тональной поэме « Пини ди Рома в 1-м и бас-кларнете» (за два такта до числа 10, партитура Рикорди, стр. 30).

Для высоких голосов со специальными звуковыми эффектами с середины XIX века используется кларнет Eb («кларнет-сопранино»), пронзительный тон которого используется в духовых оркестрах и чешско-моравской народной музыке, а также в большой симфонии. оркестры. Из-за своего пронзительного звука он обычно используется только индивидуально в оркестре.

Бас-кларнет в Bb, который звучит на октаву ниже, чем кларнет Bb , в основном используется в оркестрах и симфонической духовой музыке, а иногда и в джазе . Их диапазон высоты тона часто расширяется за пределы нижнего e до максимума c, так что их самая низкая нота — это звучащая контр-си (‘си’). В отличие от обычного кларнета, бас-кларнет обычно не построен в A.

В наши дни до-кларнеты и ре-кларнеты редко используются в симфонических оркестрах. C кларнет был широко распространен в 19 веке и все чаще используется на Антонио Сальери , например, в его операх. Сегодня, однако, это обычно единственный член семьи, который не может транспонировать музыку, которого заменяет кларнет Bb.

D кларнет , которая должна была быть найдено, например, в стиле барокко Концерта для кларнета с помощью Иоганна Мельхиора Молтера или в венской танцевальной музыке ( Johann Strauss ), в значительной степени заменено на малом кларнете, но это идет только на низкую ноту (пишется e), если оно (написано) достигает нижнего предела, чего никогда не бывает с немецкими кларнетами и редко бывает с французскими кларнетами.

Системы ручек

Две преобладающие системы ручек — это, с одной стороны, немецкая система ручек, которая в основном используется в Германии и Австрии , и, с другой стороны, французская система, которая сейчас широко используется во всем мире (система Бема).

Аппликатуры для системы Бем описана в отдельной статье . Различие между системами заключается не только в аппликатуре отдельных тонов, но также во внутреннем отверстии и конструкции соответствующих мундштуков, влияющих на звук.

Независимо от вариантов отдельных производителей, разница между самым узким внутренним диаметром в верхней части верхней части и самым дальним в нижней части нижней части (конусность) составляет 3 мм для плоского кларнета B немецкого дизайна (включая венский кларнет). кларнет), который составляет около 1 мм в верхней части и составляет около 2 мм в нижней части.

В кларнете Bb французского типа внутреннее отверстие верхней части и верхняя часть нижней части имеют цилиндрическую форму, чтобы затем слиться в относительно прочное коническое отверстие, диаметр конца которого на 7 мм больше первоначального. диаметр.

Немецкая система аппликатуры произошла от исторической аппликатуры; базовые аппликатуры современного кларнета Oehler по существу такие же, как у пятиклавишного кларнета, на котором играли во времена Моцарта. Со временем количество клавиш увеличилось (четыре около 1760 года, около шести к 1800 году), первоначально до кларнета с 13 клавишами и 6 отверстиями для пальцев, представленного Иваном Мюллером в начале 19 века.

Дальнейшими нововведениями кларнета Мюллера были вилочный механизм для b и f », но, прежде всего, идеально закрывающиеся кожаные подушки вместо войлочных в сочетании с утопленными отверстиями для звука с приподнятыми коническими кольцами (Zwirlen) и заменой механизма наклона.

Клавиши с клавишами-ложками, также четкая. Улучшение интонации за счет новой механики и другого расположения звуковых отверстий, так что на этом кларнете можно было без проблем играть почти на каждой клавише . Он также изобрел лигатуру и упор для большого пальца.

Про собак:  Стандарт породы среднеазиатская овчарка ( алабай) | Щенки алабая, рабочие собаки, охранные собаки, щенки среднеазиатской овчарки, щенки аусси, щенки австралийской овчарки, щенки из питомника, щенки с родословной, туркменский волкодав, алабай, среднеазиатская овчарка, central asian Shepherd Dog

Последнее создавало возможность дуть под видом, а не над видом, в котором мундштук был прикреплен неправильно с сегодняшней точки зрения, то есть с тростью вверх, см. Иллюстрацию слева «Ранний кларнет». Оскар Элер усовершенствовал кларнет Мюллера в 1905 году, который тогда имел 22 клавиши, 5 колец и крышку ручки, а также приобрел более элегантный вид.

Система Бема основана на разработках Теобальда Бема для флейты. Однако он был разработан не самим Теобальдом Бемом, а Гиацинтом Клосе . Основное различие заключается в том, что аппликатуры вилки для bb и f сдвинуты в сторону b и f, а аппликатуры мизинцев постоянно дублируются, так что кларнет Böhm обходится без подвижных соединений между клавишами, которые являются типичными. для немецкого кларнета.

В дополнение к различиям в аппликатуре французский кларнет традиционно отличается от немецкого кларнета тем, что внутренний канал имеет больший конус, как объяснялось выше, больше отверстий для пальцев с подрезкой, немного более широкий мундштук и в целом более легкую конструкцию.

В результате звук кларнета Бема резче, гибче и богаче обертонами. Звук немецкого кларнета кажется более чистым, звучным и теплым. Однако идеальный звук не связан напрямую с системой аппликатуры: кларнет системы Альберта , разработанный в Бельгии еще в 1850 году, по сути , представляет собой кларнет с французским идеалом звука и классической «немецкой» аппликатурой.

Кларнеты, используемые в восточноевропейской народной музыке и в некоторых областях джаза, обычно имеют простую немецкую систему аппликатуры, но очень яркое звучание даже по сравнению с французским кларнетом. Кларнеты Böhm также производятся с конца 1940-х годов, но с другим внутренним отверстием (см. Выше) и другим мундштуком они очень близки к идеалу немецкого звука и продаются под названием Reform Böhm .

Некоторые кларнетисты используют мундштуки с французским вырезом на немецком кларнете, что приводит к темному, мягкому звуку, другие мундштуки в немецком стиле на французском кларнете, чтобы приблизиться к немецкому звучанию. Поскольку ширина отверстия, нижняя часть мундштука, трость и, что не менее важно, сам игрок в значительной степени влияют на звуковой результат, конечно, на классических французских кларнетах можно воспроизводить теплый звук, а на классических французских кларнетах — более резкий звук. Немецкие кларнеты.

Помимо упомянутых систем, есть и другие, такие как «система Пупески» или «система Маццео», которые, однако, не увенчались успехом.

За пределами Германии и Австрии сегодня кларнеты Böhm используются почти исключительно. Немецкая система также была широко распространена в Восточной Европе до середины 20-го века , но во второй половине 20-го века в значительной степени была заменена системой Бема.

В Нидерландах система Реформа Бема долгое время была очень популярна; тем временем (2021 г.), однако, солирующие кларнетисты оркестра Концертгебау в Амстердаме и Роттердамского филармонического оркестра играют на кларнетах боэма.

Солистка

Из многочисленных произведений для кларнета и фортепиано , особенно две сонаты по Брамса , то Фантастические пьесы из Роберта Шумана и Четыре пьесы из Альбана Берга подчеркнуты.

Следующие сонаты были написаны Феликсом Дрезеке , Камиллой Сен-Сансом , Максом Регером , Арнольдом Баксом , Полем Хиндемитом , Фрэнсисом Пуленком ( соната для кларнета и фортепиано ) , Йозефом Шельбом , Леонардом Бернстайном и Аароном Коплендом .

Существует также богатая литература о концертах для кларнета, в том числе известный концерт для кларнета KV 622 Вольфганга Амадея Моцарта. Даже Карл Мария фон Вебер , Людвиг Шпор , Мендельсон , Франц Кроммер , Иоганн Мельхиор Мольтер и члены семьи Стамиц написали популярные и часто упоминаемые сегодня Klarinettenkonzerte.

По словам Антонио Сальери, она существует, так называемая Picciola Sinfonia для концертного кларнета и оркестра, которым является его опера как вступление ко второй части , «Негр» .

Позднее Клод Дебюсси , Игорь Стравинский , Поль Хиндемит и Аарон Копланд сочинили произведения для кларнета соло с оркестровым сопровождением. Также заслуживает упоминания Концерт для кларнета Карла Нильсена .

Среди прочего, в последние годы были даны новые импульсы. шведский кларнетист-солист Мартин Фрёст и финн Кари Крикку . Оба солиста заказали концерты, провели премьеры и сыграли на многочисленных концертах по всему миру и записали их на компакт-дисках.

Ибо, в частности, писал Фрёст. Калеви Ахо , Андерс Хиллборг и Рольф Мартинссон (Concert Fantastique) для Криикку и других. Концерты Унсук Чин , Киммо Хакола , Йоуни Кайпайнен , Магнус Линдберг , Кайя Саариахо и Юкка Тиенсуу .

Кларнету без аккомпанемента давали сольные произведения многие композиторы, особенно в 20 веке. Наиболее видными представителями здесь являются три пьесы (1919) от Игоря Стравинского , Настроения фавна (1921) по Илз Фромм Майклс , L’Abime де Птиц (1941) от Quatuor пур ля плавник дю Temps от Оливье Мессиана , то Capriccio (1946)

Текущие важные производители

Чили
Луис Росси
Германия
Оскар Адлер, Buffet Crampon Deutschland GmbH (В. Шрайбер), Клариссоно (Мартин Шёттле), Вольфганг Дитц ( Нойштадт-ад-Айш ), Дёрфлер, Мартин Фоаг, Франк Хаммершмидт, Карл Хаммершмидт, Стефан Хофманн, Георг Хуфнагювернг, Рихард Кейвернг, Хара Johanna Kronthaler, Kunath Instrumentenbau, Leitner & Краус (Нойштадт объявление Айше), Стефан Leitzinger, Рольф Майнель, Gebr. Mönnig GmbH (Oscar Adler), Густав Mollenhauer & Sons (Кассель), Бернд Moosmann, WO NÜRNBERGER (Nico Sämann), Пухнер , Лотар Рейдель, Эберхард Шерцер, Швенк и Зеггельке , Штайнбах, Фридрих Артур Убель , Гунтрам Вольф , Герберт Вурлитцер (Нойштадт-ад-Айш).

Мануфактура Рихарда Мюллера в Бремене, основанная в 1919 году, вместе с тогдашним сольным кларнетистом Кельнского оркестра Гюрзених и преподавателем Музыкального университета Пауля Глогера разработала последовательно эргономичный механизм для кларнета с немецкой системой аппликатуры, в результате чего инструменты лучше лежат в руке, и на них легче играть. Этот эргономичный дизайн механики позже был принят почти всеми производителями кларнетов с немецкой системой захвата.

Англия
Питер Итон (производство остановлено в 2021 году), Hanson Clarinets

Примерно с 1930-х годов особая модель кларнета, созданная Boosey & Hawkes (B.&H), была очень популярной и влиятельной в Великобритании . Модель 1010 имела очень широкий канал ствола 15,2 мм, который также имел полностью цилиндрическую форму.

Известные английские кларнетисты, такие как Джек Браймер, Теа Кинг, Фредерик Терстон и Жерваз де Пейер, играли на нем и во многом ответственны за огромную популярность этого кларнета в Великобритании. Производство кларнетов было остановлено B.&H в 1986 году.

В результате многие профессиональные британские кларнетисты в основном перешли на инструменты французской компании Buffet Crampon (в основном модель R13), инструменты с гораздо меньшим и не полностью цилиндрическим отверстием (14,65 мм). Традиция модели 1010 была продолжена и улучшена Питером Итоном и его небольшой командой, представив модель Elite.

Франция

Buffet Crampon , Анри Зельмер , Жорж Леблан (до 2008 г.)

Buffet Crampon — лидер на рынке профессиональных богемных кларнетов. Модель R13, разработанная в 1950 году производителем инструментов Робертом Карре, является самым успешным профессиональным кларнетом в мире и практически стандартом в США. Модель RC (или RC Prestige (14,71 мм)), разработанная в 1975 году, более популярна в Европе.

Самыми важными конкурентами на рынке, безусловно, являются Yamaha и Henri Selmer, а также Backun в Северной Америке в течение нескольких лет. Французская компания George Leblanc была очень важна до тех пор, пока в 2008 году ее не купила Buffet Crampon. Модель Buffet Crampons R13 послужила образцом для некоторых моделей Leblanc и Yamaha.

Италия
Фрателли Патрикола , Ромео Орси, Ла Рипамонти
Япония
Йозеф, Ямаха
Канада
Backun Musical Services , Стивен Фокс
Австрия
Герольд Ангерер, Отмар Хаммершмидт, Герберт Нойрайтер, Рудольф Тутц
Тайвань
Юпитер
Республика Чехия
Амати-Денак
Соединенные Штаты
Ridenour Clarinet Products, Chadash Clarinet, Conn-Selmer , Martin Freres Company

Техника игры

Техника игры схожа с навыками владения обычным кларнетом. Инструмент является чрезвычайно подвижным, не требует передувания, больших запасов кислорода, звуки извлекаются легко.

Если сравнивать два кларнета, басовый вариант менее подвижен, отдельные произведения потребуют от музыканта большого мастерства. Есть обратная тенденция: музыка, написанная в низкой тональности, с трудом поддается игре на обычном кларнете, зато его «басовый брат» справится с подобной задачей без труда.

Игра предполагает использование двух регистров – нижнего, среднего. Бас-кларнету идеально удаются эпизоды трагического, тревожного зловещего характера.

Бас-кларнет не является «первой скрипкой» в оркестре, но и думать о нем, как о чем-то несущественном, было бы неверно. Без сочных, певучих нот, которые неподвластны прочим музыкальным инструментам, многие гениальные произведения звучали бы совершенно иначе, если бы оркестры исключили басовую модель кларнета из состава.

Физика

Бас-кларнет: описание инструмента, звучание, история, техника игры

Вибрационная ситуация для основного и первых двух обертонов в трубке, закрытой с одной стороны

Трость, прикрепленная к мундштуку, начинает вибрировать в результате потока воздуха, вдуваемого музыкантом в инструмент. Это создает колебания в воздушном столбе (см. Также « Генерация звука деревянных духовых инструментов» ).

Кларнет ведет себя как цилиндрическая трубка, закрытая с одной стороны (закрытая у мундштука, открытая у воронки). Это означает, что в трубе находится только четверть длины волны. Вот почему кларнет звучит на октаву ниже, чем флейта с той же длиной трубки, которая представляет собой трубку, которая открыта с обеих сторон, и половина волны находится в трубке.

Длина волны и, следовательно, частота этого колебания зависит от длины колеблющегося столба воздуха, который изменяется при открытии и закрытии тональных отверстий . Раздутие над активируется с помощью клавиши громкоговорителя (Duodezklappe).

Поскольку кларнет представляет собой цилиндрическую трубку, закрытую с одной стороны, в спектре кларнета в регистре Шалюмо (см. Ниже) преобладают обертоны четного порядка (= партиалы нечетного порядка). Это приводит к их довольно мрачному звучанию по глубине, сравнимому со сжатыми органными упорами.

По той же причине кларнет дует в дуодециму (то есть с 1/4 длины волны до 3/4 длины волны), а не в октаву, как флейта или саксофон, которые имеют разные соотношения из-за конической трубки. В результате у кларнета большой диапазон (на целую октаву больше, чем, например, у саксофона, гобоя или магнитофона).

Обертонный ряд отдельных регистров также характеризует их название. Вот как глубокий приглушенный регистр называется регистром Chalumeau, поскольку он соответствует звуку Chalumeau , который еще не был перенесен в более высокий регистр.

Иногда регистр также называют регистром shawm ( shawm и chalumeau имеют один и тот же этимологический корень), но это вводит в заблуждение, потому что звук shawm, как известно, громкий и открытый.

Средний регистр называется регистром кларина и напоминает звук медных духовых инструментов, играемых в высоких регистрах (пузыри кларинов). Высокий регистр называется регистром флажолета, что указывает на характер флейты флажолета .

Шарнирный кларнет обычно делаются, щелкая язык (также известный как тяги языка ), но для особо мягких нот он также может быть сделан путем контролируемого, прерванным потоком воздуха.

Бас-кларнет: описание инструмента, звучание, история, техника игры

Роликовое соединение двух створок в системах German и Reform Böhm

Оцените статью
Собака и Я
Добавить комментарий