Боги у египтян

Боги у египтян Породы

Древний египет: духи, идолы, боги

сообщить о нарушении

Текущая страница: 12 (всего у книги 30 страниц) [доступный отрывок для чтения: 11 страниц]

Гарпократа имеет голову барана (Амон) Решпу, ханаанский бог

и голову зверя (Сет).

Тексты показывают, что во все времена Сет был антагони-

стом солнечных богов – старого Гора, Ра, Осириса и Гора, сына

Осириса.

1. Первая его битва была на небе, где он и семь звезд Велико-

го Медведя напали на бога солнца Гора. Созвездие получило на-

звание Месехти

, то есть Воин, и было поставле-

но в один ряд с незаходящими звездами

. Позже

оно было названо Бедро [быка] и изображалось овальным, 1 Если верить Плутарху, сыновья Каина могли рождаться только че-

рез пупок матери.

2

, Книга мертвых, глава xvii.

3 От этого имени, вероятнее всего, произошло арабское слово Tawfan

«шторм, тайфун, ураган».

199

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ

напоминающим бычье бедро предметом или быком. Другое на-

звание – Большая Дубинка. Союзницей Сета была богиня Апит

(гиппопотам). Семь звезд считались символом несчастья. Метео-

ритные дожди и падающие звезды, вероятно, считались атаками

Сета, а затмения – выигранным Сетом сражением с луной. Семь

звезд Плеяд стали в династический период семью Хатхор, кото-

рые предсказывали людские судьбы. Несомненно многие древние

династические боги и богини в додинастический период были

созвездиями или звездами. Сам Осирис под старым, давно за-

бытым именем мог быть и солнцем, и луной, и его объединение

с Сераписом предполагает, что в незапамятные времена он мог

быть зодиакальным Тельцом или даже Альдебараном.

2. В эпоху Нового царства место Сета занял Апоп (Апоп)

, или Апеф

. В коптском языке это слово

сохранилось как

,

и

, то есть «великан»1.

Он появляется в виде гигантского змея, а его главным союзником

являлся крокодил2. Каждый день он старается уничтожить солн-

це при его рождении. Монстр подвергся нападению Осириса (?) в виде смиренного человека с парой ослиных ушей (см. Книгу

врат). Голос Апопа пересекал Туат

. Спутниками

Апопа были «повстанцы» Несу Бетшет

, Себа

,

Нехахер

«Ужасное лицо» и «Червь»

.

3. Сет выдвинул ряд обвинений против Осириса, и дело рас-

сматривалось великими богами в небесном Гелиополе. Тот, пи-

сец богов, выступал в роли защитника Осириса и обеспечил для

него вердикт Маахеру

, то есть правогласный, или

говорящий правду. Было доказано, что Сет – лжец.

4. Затем Сет попытался уничтожить Гора, сына Осириса, то

есть молодого Гора

(у греков – Гарпо-

крат) – того ужалил скорпион. Ребенка вернули к жизни, и, став мужчиной, он начал бороться с Сетом, борьба их длилась

восемьдесят лет. Свет на эту борьбу пролил иератический папи-

1 В коптской Библии это слово .

2 Шешерс

.

200

СЕМЬЯ ГЕБА И НУТ

рус Честера Битти № 1. Он был найден в Фивах и, судя по всему, был написан в период правления Рамзеса V, то есть около 1160 года

до н. э. Его автор неизвестен, потому что, хотя на лицевой сторо-

не указан писец Нехт-Себек, доктор Гардинер считает это «грубой

вставкой над уничтоженным именем» и «бессовестным присвое-

нием чужих прав». Текст переведен и отредактирован доктором

Гардинером, который к тому же дал нам интересное введение и

много полезных замечаний.

Этот папирус повествует историю о противоборстве Гора и

Сета и с любой точки зрения является очень ценным докумен-

том. Это один из самых интересных мифологических текстов, дошедших до нас. Очевидно, что автор хорошо знаком с теоло-

гической литературой Египта всех периодов, но его работу ни-

как нельзя рассматривать как религиозную. Наоборот, от пер-

вого до последнего слова он говорит о богах с добродушной

насмешкой. Боги собрались, чтобы решить, должен ли хилый

ребенок Гор унаследовать трон своего отца Осириса. Этого по-

требовал Сет, убийца Осириса и злобный преследователь Исиды, вдовы Осириса и своей собственной сестры. Боги собрались, поговорили с местными божествами. Они отнюдь не единож-

ды прерывали собрание, а затем собирались вновь. В течение

восьмидесяти лет они колебались и никак не могли прийти к

какому-либо решению. А тем временем Гор и Сет с перемен-

ным успехом продолжали свое противостояние. Упомянутые

грубые и вызывающие отвращение инциденты ставят это со-

чинение в один ряд с туземными пьесами, представление ко-

торых я видел в Танте, Фустате (старый Каир) и многих местах

Судана на праздновании в честь дня рождения пророка (Мау-

лид ан-Наби) и других праздниках. В своем труде автор описал

богов в той же манере, что барон Корво, говоря о Боге, Трои-

це, Святой Деве и Младенце и святых, какими их видел италь-

янский крестьянин середины XVIII века. Рассказ чрезвычайно

интересен, и кульминационный момент, когда Осирис начина-

ет грозить богам смертью, если они не сделают его сына Гора

царем Египта, является совершенно неожиданным. Конец Сета

нелеп: он угрожал богам в течение восьмидесяти лет и совер-

шенно не был готов к положению громовержца на небесах, за-

нимая которое он мог с помощью грома и молний устрашать

людей. Краткое содержание папируса, изложенное на основа-

нии перевода доктора Гардинера, приведено в части II настоя-

щей книги.

201

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ

Нефтида

Небт-Хет

, то есть «Хозяйка дома», обычно называе-

мая Нефтидой, в династический период была женским двойни-

ком Сета, а в додинастические времена она, скорее всего, была, как Исида, местной богиней, ставшей своего рода экономкой или

наложницей Осириса. Ее считают матерью

Анпу

, то есть Анубиса, но отцом

Анубиса был Осирис, а не Сет. В Текстах

пирамид супругой Сета называют Нейт, и

согласно тем же текстам у него было две

жены

. Она обычно изобра-

жается в виде женщины, но иногда – воз-

душного змея (Книга мертвых, глава xvii),

а у Манефона – цаплей. Позже ее иденти-

фицировали с Маат и другими богинями,

она помогала во время суда и была дружески

настроена к мертвым. Являясь «госпожой

книг», она сочинила много торжественных

песен, которые пела вместе с Исидой на

Маат

праздниках Осириса. Некоторые песни при-

ведены в части II настоящей книги.

Анпу, обычно называемый Анубисом

Анпу, или Инпу,

,

или

, – это, вероятно,

додинастическое имя животного, которое сегодня мы называем

обычным шакалом пустыни. На погребальной стеле Анубиса он

изображается человеком с головой шакала, но на некоторых ри-

сунках его голова может быть головой волка или собаки. На не-

больших погребальных фигурках она напоминает голову лисы.

В очень ранний период он был священным животным в номе

Фиса (Абидоса), и, судя по числу мест, где процветал его культ в

династические времена, поклонение ему было всеобщим. Воз-

можно, в своей первоначальной форме он был звездой. Шакал

жил и живет до сих пор в открытой пустыне или в горах пустыни

в нескольких милях от населенных пунктов, он ассоциируется с

202

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

СЕМЬЯ ГЕБА И НУТ

мертвыми из-за своей привычки рыскать среди могил. Судя по

всему, египтяне приписывали шакалу человеческий ум, посколь-

ку в Текстах пирамид об Унасе сказано следующее: «Твои руки

Тем, твои плечи Тем, твое тело Тем, твоя спина Тем, твоя задняя

часть Тем, твои ноги Тем, твое лицо как лицо шакала (Анубиса)».

Царь же Пепи I, судя по Текстам пирамид, имел лицо шакала

, и его облик был скрыт, как облик шакала

. После того как было произведено очеловечи-

вание египетских богов, появился бог с головой шакала, получив-

ший титул Хенти-Аментиу

, или Хенти-Кат-Амент

, иными словами, «принц или вождь запада»

и «принц холма запада». Он также стал «принцем божественно-

го холма»

1. Список номов показывает, что эмблемой

XVII нома Верхнего Египта был

– Анубис, но из этого не

следует, что Кинополь, центр этого нома, был и центром культа

Про собак:  Среднеазиатская овчарка (алабай): фото, характеристика и описание породы, характер и продолжительность жизни

Анубиса. Если, как считает Сете, перо, воткнутое в заднюю часть

тела шакала, означает, что животному больше не поклоняются, а

его фигурки стали просто священными символами, культ должен

быть очень древним, возможно, даже более древним, чем культ

Осириса. Один из самых распространенных титулов Осириса —

Хенти-Аменти или Хенти-Аментиу, иными словами, «принц за-

пада» (где живут мертвые) – или «принц тех, кто на западе» (то

есть мертвых), был узурпирован им у Анубиса. Дом (храм) Ану-

биса упоминается в Текстах пирамид: «Твое сердце в твоем теле

успокаивается в доме отца твоего Анпу»2, но где находился этот

дом, не сказано. Одно из главных святилищ Анубиса находилось

в Туре

– на восточном берегу Нила возле египетского

Вавилона.

Уже в династические времена Анубис помогал Исиде и Гору

мумифицировать тело Осириса. Именно он дал снадобья, не-

обходимые для этой цели. Поэтому его можно считать аптека-

рем богов. В папирусах Ани и Хунефера Анубис стоит у дверей

1 Анпу стал именем или титулом принцев

.

2

.

203

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ

гробницы, обнимает мумию усопшего и принимает ее, чтобы

перевести в свое царство. В папирусе Небсени Анубис, «обита-

тель Ут»1 (Ухет?), изображен наложившим руки на мумию усоп-

шего, будто бы для ее защиты. Он говорит: «Я пришел, чтобы

защитить Осириса». Но самая важная его функция – «страж

весов», на которых взвешивалось сердце умершего в зале суда

Осириса. Первоначально он один был судьей мертвых, но эта

высокая должность со временем была узурпирована Осирисом, принявшим и титулы Анубиса «владыка запада» и «владыка тех, кто на западе». Однако именно Анубис наблюдал за установкой

стрелки на коромысле весов и решал, уравновесило ли сердце

перо Маат или нет. В конечном счете судьба усопшего зависела

от его решения – Тот принимал его без возражений, так же как

и советы богов, на которых Гор, сын Исиды, основывал свое

обращение к Осирису. На некоторых виньетках со сценой взве-

шивания сердец изображено, как Анубис влечет усопшего к ве-

сам, на других стойка весов заканчивается головой шакала – то

есть Анубиса. На папирусе Ани Анубис дает ожерелье и нагруд-

ник Ани, на папирусе Небсени возвращает усопшему его сердце

после взвешивания. Небсени молит бога: сделай мои бедра силь-

ными, чтобы я мог на них стоять». Анубис заботился о телах

усопших и вел их души по каменистой пустыне запада к месту, где находился рай Осириса. В этой работе ему помогал бог Упу-

ату

– «тот, кто открывает дороги»2. Считалось, что

Анубис и Упуату – две ипостаси одного и того же бога, но это-

му утверждению противоречит виньетка к главе cxxxviii Книги

мертвых, из которой ясно, что один шакал представляет север, другой – юг, один – это Анубис, другой – Упуату. Анубис был

Сехем-Эмпет, то есть «силой небес» и сыном Осириса, а Упуа-

ту – Сехем-Тауи, то есть «силой Двух Земель», и формой само-

го Осириса.

Жрецы Гелиополя считали Анубиса последним членом их эн-

неады богов, сыном Сета и Нефтиды. Это мнение предполагает, 1

. Первое значение , судя по всему, – это «кожа», «шкура», затем погребальные приспособления – бинты мумии. Кроме того, этот

иероглиф обозначал самого Анубиса и его кожу. По утверждению Морэ, Анубис был бальзамировщиком, а Ут – бальзамированием вообще.

2 В Текстах пирамид —

.

204

Боги у египтян

Боги у египтян

СЕМЬЯ ГЕБА И НУТ

Анубис, божественный бальзамировщик, завершает подготовку мумии

к погребению

Анубис забирает мумию Хунефера в гробницу

что в глубокой древности Анубис был космическим богом и оли-

цетворял какую-либо фазу ночного мрака, а значит, запад, где

жили мертвые, был для него вполне подходящим царством. О его

небесном характере Плутарх говорит следующее: «Под Анубисом

они понимают горизонтальный круг, который отделяет невиди-

мую часть мира, называемую ими Нефтидой, от видимой, кото-

рой они дали имя Исиды. И поскольку этот круг равно сопри-

205

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ

касается с границами тьмы и света, его можно считать общим для

них. Из этого обстоятельства возникает сходство, которое они

вообразили между Анубисом и Собакой, животным, которое оди-

наково бдительно и днем, и ночью».

Далее он сравнивает Анубиса с Гекатой, божеством, общим

для небес и преисподней. Он считает, что Анубис означает время.

Обращаясь к Осирису, как к «общему разуму, который наполня-

ет и высшие, и низшие регионы вселенной», Плутарх утверждает, что его зовут и Анубис, и Германубис

, причем

первое имя выражает отношение к высшему, а второе – к низ-

шему миру. Апулей упоминает о двух ликах пса Анубиса – «один

черный, как ночь, другой – золотой, как день».

Гор, Хорус

,

,

,

,

, и боги Гор

Культ Гора был одним из самых древних в Египте. В основном

он был сосредоточен в Дельте, во всяком случае в доисторические

времена. Изначально это был фетиш, и ему поклонялись в об-

лике сокола. В начале династического периода он вобрал в себя

черты многих других богов-соколов, являвшихся объектами по-

клонения в разных частях Древнего Египта. Греческая и коптская

формы имени – ,

1 показывают, что гласная в имени во

времена Птолемеев и римлян произносилась как о или ô. Воз-

можно, слово хор первоначально означало действительно суще-

ствующую птицу, но некоторые считают, что оно было связано

со словом, обозначающим «лицо», или хра, то есть «лицо»

[небес]. Другие связывают его с херт

– «то, что вверху»,

«небо» и т. д. На этом лице солнце было правым глазом, а луна —

левым, и оба они назывались «Глаз Гора». Существовала форма

«лица Гора» без глаз – безлунная ночь. Тексты пирамид говорят

о волосах или локонах Гора

и четырех богах —

детях Гора

. Их скипетры образовывали четыре столба

, которые поддерживали небо.

Первоначальным местом культа Гора была западная Дельта

,

та ее часть, которая позднее стала III номом Нижнего Египта.

1 Многих египетских монахов-христиан звали Хор.

206

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

СЕМЬЯ ГЕБА И НУТ

Столицей этого нома был Аамт

, он же «Дом хозяйки паль-

мовых деревьев», его развалины находятся в районе современно-

го Даманхура. Упомянутая выше хозяйка – это богиня-корова

Сехатхор

– кормилица Гора, вероятно перво-

начально бывшая лесной богиней, превратившей себя в корову, то есть Хатхор, чтобы защитить младенца Гора от Сета. Первый

храм Гора был в Бехте, что в нескольких милях от Аамта. Позже

он был назван Темаит-Эн-Хор,

, и это имя

сохранилось в арабском названии процветающего города Даман-

хур. Очень рано египтяне изменили фетишистский характер Го-

ра, превратив его в божество солнца, его культ распространился

на восток, включив в себя многие местные культы богов-соколов, и его власть признал весь Нижний Египет. Жрецы Гелиополя

приняли его как бога солнца – там он стал Ра-Горахти

или

, то есть «Ра-Гор двух горизон-

тов». Жрецы настаивали, чтобы их великий солнечный бог Ра

имел первенство, и добавили Гора в свою

эннеаду. Они поставили его в нее богом

номер 10, и в поздний династический пе-

риод сокол представлял число 10, так же

как и ибис, символ Тота города восьми бо-

гов (Хемену), представлял число 8. Возмож-

но, каждый бог имел свое число, как и ва-

вилонские боги.

Жрецы Гора пользовались всеми преи-

муществами, которые давало им распро-

странение культа их божества, и задолго до

объединения Верхнего и Нижнего Египта

они заставили народ поверить, что их бог

был воплощен в правящем царе, который

получил специальное имя, означающее,

что он «живой Гор». Когда вся Дельта при-

знала главенствующее положение Гора сре-

ди богов, жрецы обратили свои взоры на

Верхний Египет и стали планировать рас– Гор из Эдфу, убива-

ширение культа на юг. Они не долго ждали ющий копьем гиппо-

Про собак:  Мальтипу или не мальтипу... Мифы и реальность. — «Продажа щенков мальтипу»

возможности, и, воспользовавшись как по-

потама

207

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ

водом, скорее всего, мятежом в Верхнем Египте, воины Гора по-

плыли по реке, захватили жителей Омбоса и одержали великую

победу над их богом Сетом. История этой победы рассказана в

надписях на стенах птолемеевского храма, который теперь на-

ходится в Эдфу и был построен на месте, где воины Гора возвели

храм в честь своей победы. (Перевод этих надписей приведен в

части II.) Храм, естественно, был посвящен Гору города Бехт в

западной Дельте. Но хотя культ Гора из Бехта был, таким обра-

зом, перенесен в город Верхнего Египта, жрецы Гора не назвали

этот город Бехтом юга, а дали ему название Джет

1, это

название сохранилось в коптском и арабском (Эдфу, Адфу). Сете

считает, что это название связано со словом теба – «обменивать-

ся», «давать что-то вместо чего-то», и египтяне считали его за-

меной Бехту Дельты. Греки называли этот город Аполлинополь

Магна, поскольку там поклонялись богу солнца, которого они

идентифицировали с Аполлоном.

В более поздние времена египтяне называли его Бехт и часто

не делали попыток уточнить, о каком городе они говорят – юж-

ном или северном. Символом Гора из Бехта был крылатый сол-

нечный диск с «разнообразным оперением»2 и висящими уреем, причем крылья были расправлены, как у летящего жука

,

символа Хепри, формы солнечного бога рано утром, или на рас-

свете. Победа поклонников Гора над Сетом и его людьми из Ом-

боса была увековечена в династические времена добавлением

третьего имени царя, которое он принимал как последователь и

живущий представитель Гора Небти, то есть Гора из Омбоса

.

Культ Гора продолжал расширяться, и этот бог вобрал черты дру-

гих божеств в облике соколов, в первую очередь почитаемых в

городе Пе-Теп (Буто) в Дельте и Нехене (Иераконполь) в Верх-

нем Египте, в районе современного города Эль-Каб.

В текстах говорится о многих ипостасях Гора.

1. Хер-ур

, то есть старый Гор, первоначально был

лицом небес днем. Он изображался в виде человека или льва с

головой сокола. Ему было посвящено несколько святынь, но, вероятно, только после того, как он был идентифицирован с Ра

1 Гардинер дает полную форму этого названия —

.

2

– перья разных цветов.

208

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

СЕМЬЯ ГЕБА И НУТ

и другими солнечными богами. В Ком-Омбо он был главой три-

ады, в которую входил его женский аналог Тасентнефер и их сын

Пнебтауи. Он был  у греков.

2. Хер-П-Харт

, то есть юный Гор (Гор-ребенок),

Гарпократ у греков. Он изображается мальчиком, сидящим в силу

слабости ног. Он носит локон, символ юности, на правой сторо-

не головы, палец правой руки его находится во рту1. Как при-

емник Осириса и в качестве бога, и в качестве земного царя он

носит тройную корону с перьями и дисками, или объединенную

корону севера и юга

. Его солнечный характер определяется по

солнечному диску и перьям

2. Имя отличало его от Хер-ура,

он был космическим богом и формой восходящего солнца; воз-

можно, он олицетворял первые лучи светила. Известно семь его

форм: 1) Хер-Ра-П-Харт Гермонтиса (Южный Он), 2) Хер-Шу-

П-Харт-П-А, сын Саба и Анит, 3) Сма-

Тауи-П-Харт, сын Хатхор, 4) Хер-П-Харт,

житель Тету (Бусирис), 5) Ахи, сын Хатхор

из Дендеры, 6) Хека-П-Харт, сын Сехмет,

7) Хер-Хенну.

3. Хер-Мерти

, который

изображается в виде человека с головой со-

кола, носящего рога Хнему и солнечный

диск, обвитый коброй. У него в руках уд-

жаты

– глаза солнца и луны. Он —

форма Мина-Ааха

, Атрибис —

центр культа. В Текстах пирамид мы видим

Гарпосерато

и

.

4. Хер-Ан-Мут-Ф

, он же «Гор, столб своей ма-

тери», местная разновидность Гора из Эдфу. О церемониях, проводимых в Эдфу с участием этого божества, известно очень

мало.

1

(Тексты пирамид) – «Гор,

ребенок с пальцем во рту».

2 У Ланцоне он изображен в ящике, стоящем на спине льва.

209

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ

5. Хер-Нубти

. Он изображается в виде сокола, сидя-

щего на антилопе, что по Бругшу символизирует его победу над

Сетом. В более поздние времена это изображение стало эмбле-

мой XVI нома Верхнего Египта.

6. Хер-Хенти-Хат

из Атрибиса, или . Он изо-

бражается в виде человека с головой крокодила с рогами Хнему, тройной короной и перьями.

7. Хер-Хенти-Ан-Арити

или

, «Гор без глаз»1, то есть когда не видно ни солнца, ни

луны.

8. Хер-Ахти

,

,

или

он же

«Гор двух горизонтов» – восхода и захода солнца. Он был богом

солнца, как Ра, но жрецы Гелиополя поставили его имя после Ра

, и получился Ра-Хер-Ахти. Его имя присо-

единено к имени Хепри, восходящему солнцу, Тему, заходящему

солнцу. Он обычно изображается с головой сокола и носит сол-

нечный диск Ра с коброй. Одно время он изображался в виде

двуликого человека – с головой, имеющей два соколиных лика, один из которых смотрит налево, другой направо, над ними уджат

, который показывает, что эта фигура – бог солнца. Сфинк-

са в Гизе звали Хер-Эм-Ахт

, то есть «Гор на горизон-

те», или  у греков. Надпись Тутмоса IV говорит, что бог

Сфинкса, которого звали Горахти-Ра-Тему-Хепри, явился к царю

и попросил освободить его образ от песка, который покрыл его.

9. Хер-Смаи-Тауи

, т. н. «Гор, объединивший две

земли» (Египет),  у греков. Центром его культа была

Дендера. Он часто изображается в облике человека, иногда с

головой сокола или змеи. Утверждают, что он появился из цвет-

ка лотоса, который каждый год расцветал на рассвете дня Ново-

го года в бездне Ну. Он считался сыном Хатхор.

10. Хер-Хекену

, «Гор похвал», сын Баст (Убаст). О его

роли известно очень мало. Первоначально он был звездным бо-

гом и изображался в виде льва.

1 Или, возможно, «Гор, глава того, у кого нет глаз».

210

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

СЕМЬЯ ГЕБА И НУТ

11. Хер Бехут-Т

. Великий солнечный бог и бог

войны, изображаемый в виде человека с головой сокола. Его ору-

жие – лук, стрелы и чудесное копье, наконечник которого вы-

полнен в виде головы сокола с треугольным наконечником. Его

главные святилища находились в Месене

, Кем-Баиусе

, Филе и Тжебте – городе или деревне в Танитском

номе восточной Дельты. Краткий рассказ об истории этого бога

и его завоеваниях уже был дан. История о его борьбе с Сетом из-

ложена в части II настоящей книги.

12. Хер-Са-Аст-Саасар

, «Гор,

сын Исиды, сын Осириса»,  у греков. Он был зачат отцом

уже после смерти и был рожден Исидой в зарослях папируса в

Дельте. История его смерти от укуса скорпиона, посланного Се-

том, а также перевод надписей со стелы Меттерниха представле-

ны в части II настоящей книги. Краткое изложение рассказа о его

борьбе с Сетом, как он изложен в папирусе Честера Битти, при-

ведено там же.

Гор, сын Исиды, играл очень важную роль в церемонии, имев-

шей место после взвешивания сердец мертвых Анубисом. Имен-

но он вводил усопших-праведников в палаты Осириса, доклады-

вал этому богу о решении Тота, подтвержденном остальными

богами, и просил его поселить мертвых в его царстве, где они

могли присоединиться к Шемсу-Херу

. Ни в одной

из версий сцены суда мы не видим место Гора, сына Исиды, представляющего мертвых, занятым другим богом. Гор, сын Иси-

ды, всегда был другом мертвых и врагом их врагов. Тексты по-

казывают, что разница между Гором, сыном Исиды, и другими

богами по имени Гор, не всегда точно определена. Он изобража-

ется в виде ребенка Гарпократа, сидящего на цветке лотоса, и, как Гор из Бахта, стоит на гиппопотаме, в которого вонзает ко-

Про собак:  Король и болонка (Нэлли Лабецкая) / Проза.ру

пье. Иногда он имеет форму льва с головой сокола. Кроме внеш-

него облика, ему приписываются качества многих богов. Так, с

Анпу1, или Анубисом, он становится Хер-Эм-Анпу, то есть «Гор

как Анубис», который, возможно, упоминается Плутархом как

Германубис. Это божество имеет форму человека с головой волка

1 Более вероятно – с Упупату, одним из двух божеств-волков.

211

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ

и форму Анубиса, «открывающего дороги юга»

, и Упу-

ату, «открывающего дороги севера»

. Первый – это

Могущество Двух Земель (Египта), а последний – Могущество

небес (Книга мертвых, глава cxlii). Гор, сын Исиды, идентифици-

рован с Гором, слугой людей, божеством Хебну1, столицы XVI нома

Верхнего Египта, который был формой Гора из Бехта.

13. Хер-Нетж-Хер-Ат-Ф

, «Гор,

мститель за своего отца». Воспитывая своего сына Гора, Исида

постоянно поддерживала в нем мысль схватиться с Сетом, убий-

цей Осириса, и убить его. Став взрослым, Гор вступил в противо-

борство с Сетом, и они много сражались между собой. В конце

концов Гор победил своего дядю Сета, как это сделал его предок

старый Гор. Молодой Гор, отомстивший за своего отца, был чрез-

вычайно популярен у египтян.

14. Хер-Септ

. Богу Септу поклонялись в XX номе

Нижнего Египта

, который обычно называют Аравийским.

Его фетишем был некий предмет в форме . Возможно, это было

оружие, имевшее острие. Его культ был поглощен культом Гора, сокол которого занял место старого туземного фетиша. Он изо-

бражается в виде человека, носящего на голове , или два пера, или солнечный диск, или сокола с двумя перьями на голове

.

Его называли «повелителем востока», «богом сражений», «сокру-

шителем ментиу»

– диких племен восточной

пустыни и Аравии. «Бык, подавивший ментиу», «владыка сраже-

ний», «тот, кто укрепил Египет и защитил богов». Как «владыка

сражений»

он изображается в виде льва с головой со-

кола и хвостами сокола и льва. В человеческих руках он держит

лук и дубинку, на голове – диск и перья. Его храмом был Пер-

Септ, рядом с ним расположена знаменитая роща деревьев не-

бес2, отсюда и название «место деревьев небес»

.

Его супруга была одной из форм Хатхор; ее звали Септит

1 Его развалины находятся в районе Завиет-эль-Майтин.

2 Cordia Sebestena или Zisyphus Lotus.

212

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

СЕМЬЯ ГЕБА И НУТ

. В Книге мертвых усопший принимает имя Септ, что-

бы помочь ему прогнать крокодила юга, и нападает на врагов Не-

берджера, а его бойня

упомянута в главе сххх.

В Текстах пирамид упоминаются следующие формы Гора: Хер в имени своем Ами-Хену; Гор в имени своем «Тот, кто в

ладье Хену»

; Хер-Хенти-Перу

; Хер-Тешер-

Арити

; Гор, красные глаза; Хер-Хесбетж-Арити

; Гор, синие глаза, Хер-Туати

, Гор

Туата. В фиванской Книге мертвых упомянуты следующие формы

Гора: Гор – великий сердцами; Гор – защитник; Гор, живущий в

сердцах, живущий в животе; Гор, обитатель диска (то есть солнце); Херу-Эм-Хебит; Гор, стоящий на страже

;

Гор, пересекший миллионы лет, Гор – принц миллионов лет; Хер-Схаи

; Хер-Сешет-Хра

; Хер-

Шути

; Гор двух перьев и Хер-Хенти-Мен-Атф

. Поздняя форма Гора была известна как «Гор трех

сотен»; он изображался в виде «счетверенного» зверя, имевшего

части от льва, гиппопотама, крокодила и мангусты. Гор иден-

тифицировался с несколькими планетами. Как Юпитер, он име-

новался Упш – «просветитель» и Хер-Техен (то есть блистаю-

щая звезда); как Сатурн он был Херу-Ка, «Гор-бык», как Марс

он являлся Хер-Тешером, или «Красным Гором».

КУЗНЕЦЫ ГОРА. В легенде о том, как Гор из Бехта покорил

Верхний Египет, сказано, его люди были вооружены металличе-

ским оружием. Изображения на стенах храма Эдфу, иллюстри-

рующие легенду, показывают, что каждый воин держал в правой

руке металлическое оружие, направленное острием вниз , а в ле-

вой руке – другое металлическое оружие острием вверх . Сам

Гор пронзает гиппопотама копьем и держит животное двойной

цепью, которую сжимает в левой руке. Исида тоже держит в каж-

дой руке по цепи, которой скован зверь. Такие люди назывались

месниу или месентиу

,

, то есть «кузнецы»

(так переводили это слово старые египтологи). Современные ав-

213

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ

торы предпочитают переводить это слово как «гарпунеры». Гора

часто называют «Гором города Месен»

, или «тот, кто из Ме-

сен». Помещение в храме Эдфу называлось месент, и, возможно, оно было предназначено для использования гарпунерами или

кузнецами. Оружие, которым Гор дрался и которое он вонзил в

голову гиппопотама, – это, на первый взгляд, очень длинное ко-

пье с острым треугольным наконечником , но некоторые из его

изображений, на которые обратил внимание Шеффер, показы-

вают, что оно, очевидно, имело необычную форму и ряд особен-

ностей, которые художник не передал точно. Египтяне называли

такое копье маба,

– в Текстах пирамид. Три

знака

означают «тридцать» и произносятся как маб, за ними

следует изображение самого оружия. Судя по изображению, при-

веденному Лепсиусом, оно имело три острия, то есть острых вы-

ступа, или, возможно, шипа. Быть может, это были загнутые в

обратном направлении крюки, которые, при извлечении, выры-

вали куски плоти человека и животного, в которых вонзалось

копье. Такие изогнутые крюки упоминались в Текстах пира-

мид, где именовались бан

. Они были частью хенбу

или гарпунам Ра, которые имели три крюка с

каждого конца. Крюки гарпуна Пепи, судя по Текстам, были как

бог-рысь Мафт-Т

.

Херу-Шемсу, или «слуги (последователи) Гора», упоминаются

в Текстах пирамид следующим образом:

,

или

. На некоторых частях

Текстов пирамид за именем Шемсу-Херу изображается подстав-

ка, на которой изображена дубинка; на подставке стоит шакал; затем идет лук и изогнутая палка или бумеранг. Представляется

очевидным, что «слуги Гора», использовавшие оружие вроде ду-

бинки, булавы, лука и бумеранга, жили в доисторический период

и что вначале они были или спутниками Гора из Бехта во время

его успешного похода на Эдфу в Верхнем Египте, или царями, бывшими его непосредственными преемниками в этой стране.

Однако шакала на подставке объяснить трудно, так как подобное

изображение было эмблемой XVII нома Верхнего Египта (Лико-

польского или Кинопольского). В связи с этой трудностью Сете

214

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

СЕМЬЯ ГЕБА И НУТ

Гор из Бехта, пронзающий копьем Гор из Дехутат и Исида, заковав-

гиппопотама с помощью Исиды

шие в цепи гиппопотама в Эдфу

снова обращается к Текстам пирамид, где сказано, что Гор

из Нехена (Иераконполь) дает его «духи»

шакалам

, чтобы помочь мертвому царю. Таким образом,

создается впечатление, что духи Гора из Нехена имели другую

форму, отличную от духов города П[е]1, где они изображались

в виде людей с головами соколов. Это было вполне естественно, потому что в древнейшие времена, когда Пе именовался «Тжбаут»2, фетишем этого города была большая птица. Культ Гора, вели-

кого сокола, вытеснил старую птицу, а рудиментом прежнего

имени города, возможно, являлась вторая часть нового имени —

Пе-Теп.

Но, каким бы ни было решение вопроса, вполне очевидно, что

«духи Нехена» и «духи Пе» не следует идентифицировать с Шемсу-

Херу или «последователями Гора». Духи Нехена и Пе – это, долж-

но быть, старые цари этих городов, а последователи Гора – цари, которых идентифицировали с Гором. Проблема была детально

рассмотрена Сете.

1

Это было название одной, возможно, более поздней части города, именуемого греками Буто; другая половина носила название Теп

.

2

.

215

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

Боги у египтян

УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ

Тетрады богов Гор. В Текстах пирамид

есть несколько ссылок на группы из четы-

рех «духов», или четырех богов Гор, четы-

рех богов, которые были сыновьями Геба,

четырех богов, которые были сыновьями

Атума и Нут, а также четырех богов, став-

ших сыновьями Гора и Осириса. Четыре

старейших Гора – это Гор горизонта, Гор

Шесмет, Гор востока и Гор богов. Очевидно,

Оцените статью
Собака и Я
Добавить комментарий