Духовые деревянные

Акустические свойста кларнета

Среди деревянных духовых инструментов кларнет занимает особое место по своим акустическим свойствам. Его звуковой канал представляет собой закрытый цилиндр, что наделяет его рядом отличий от других подобных инструментов:

Именно невозможность на первых порах заполнить хроматическим звукорядом интервал дуодецимы замедлила вхождение кларнета в оркестр и привела к формированию у него более сложной, чем на других деревянных духовых, системы клапанов, а также многообразия самих систем и различий между ними.

Добавление новых клапанов, тяг, винтов и других элементов механизма помогло расширению диапазона кларнета, но затруднило игру в некоторых тональностях. Чтобы избежать трудностей, музыканты используют две основных разновидности кларнета — кларнет in A и кларнет in B.

Альтернативное использование

Итальянское название инструмента corno di bassetto было использовано Бернардом Шоу в качестве псевдонима при написании музыкальной критики.

Альтовый кларнет

Альтовый кларнет — инструмент, отчасти напоминающий бассетгорн, но отличающийся от него более широкой трубкой, строем (почти все альтовые кларнеты построены in Es, крайне редко in E) и отсутствием низких нот — диапазон альтового кларнета ограничивается снизу нотой Fis (фа-диез большой октавы). Изобретён в начале XIX века в Германии, позднее усовершенствован Адольфом Саксом.

Несмотря на то, что альтовый кларнет обладает полным, мощным и ровным звуком, он практически не используется в музыке, за исключением некоторых американских духовых оркестров.

Бас-кларнет

Бас-кларнет был сконструирован Адольфом Саксом в 1830-х годах на основе более ранних моделей других мастеров 1770-х годов и впервые использован в оркестре в опере Мейербера «Гугеноты» (1836), в дальнейшем применялся другими французскими композиторами, позднее — также немецкими (от Вагнера) и русскими (от Чайковского).

Бас-кларнет звучит на октаву ниже сопранового кларнета, применяется почти исключительно in B. На практике используется обычно только низкий регистр бас-кларнета.

В оркестре бас-кларнет выполняет функцию усиления басовых голосов, реже исполняет сольные эпизоды, как правило, трагического, мрачного, зловещего характера. В XX веке некоторые композиторы стали писать сольную литературу для бас-кларнета.

Бассет — basset — xcv.wiki

Страница устранения неоднозначности, содержащая ссылки на темы, на которые может ссылаться один и тот же поисковый запрос.

Эта страница значений содержит список статей, связанных с названием Basset .
Если внутренняя ссылка привела вас сюда, вы можете изменить ссылку, чтобы она указывала непосредственно на предполагаемую статью.

Бассет – купить или заказать на ярмарке мастеров | товары ручной работы

Активный отдых и развлечения

Бассетгорн

Бассетгорн в XVIII и начале XIX века достаточно часто вводился в оркестр с целью расширения диапазона обычного кларнета вниз, а иногда использовался и как солирующий инструмент. Бассетгорн существовал в строях A, Es, G и F (последняя разновидность применялась чаще всего).

Нередко в своих произведениях бассетгорн использовал Моцарт (Реквием, «Масонская траурная музыка»), для бассетгорна изначально предназначался его Концерт для кларнета с оркестром. Партии бассетгорна встречаются и в сочинениях композиторов-романтиков (Мендельсон — два Концертштюка для кларнета, бассетгорна и фортепиано, Массне — опера «Сид», Р. Штраус — «Кавалер розы» и др.), но постепенно этот инструмент был вытеснен из употребления бас-кларнетом.

Характерной чертой бассетгорнов является узкий, по сравнению с альтовым кларнетом того же строя, диаметр сечения трубки, что даёт специфический «жалобный» тембр.

С бассетгорном обычно используется мундштук кларнета in B. В то же время фирмы «Selmer», «LeBlanc» и др. изготавливают бассетгорны с диаметром трубки почти равной диаметру и с мундштуком альтового кларнета. Существует мнение, что эти инструменты правильнее называть «альтовыми кларнетами с расширенным диапазоном».

Бассет-кларнет

Бассет-кларнет применяется в тех же строях (in A и in B), что и обычный инструмент, но с расширенным вниз на малую терцию диапазоном.

По сути своей представляя разновидность бассетгорна, используется достаточно редко, как правило, для исполнения партий в операх Моцарта «Волшебная флейта» и «Милосердие Тита» (в последней есть знаменитая ария Секста с солирующим бассет-кларнетом) и его же Квинтета для кларнета и струнных, в оригинале которого требуется исполнение низких звуков, недостижимых на обычном кларнете.

Бочонок

Бочонок — часть кларнета, ответственная за его настройку. Своё название этот элемент получил из-за внешнего сходства с маленькой бочкой.

Слегка выдвигая бочонок из корпуса или вдвигая обратно перед началом игры, можно изменять общий строй кларнета в пределах приблизительно четверти тона.

Как правило, кларнетисты запасаются несколькими бочонками разной длины, чтобы иметь возможность приспосабливаться к меняющимся условиям игры (температура, влажность воздуха и т. п.) и диапазону оркестра. Длина бочонка подгоняется к общей длине корпуса инструмента.

Верхнее и нижнее колено

Эти части инструмента расположены между бочонком и раструбом. На них находятся звуковые отверстия, кольца и клапаны. Сзади нижнего колена расположена специальная небольшая подставка, опирающаяся на большой палец правой руки, который таким образом поддерживает вес всего инструмента. Остальные пальцы открывают и закрывают отверстия на корпусе инструмента для получения звуков разной высоты.

Непосредственно пальцами закрываются и открываются семь отверстий (шесть на лицевой стороне инструмента и одно на обратной), для всех остальных используются клапаны. Элементы клапанного механизма связаны между собой сложной системой осей, рессор, тяг и винтов.

Внешние ссылки

Записи

Дальнейшее чтение

  • Добре, Джорджина. 1995. «Бассет-рожок». В «Кембриджском компаньоне для кларнета» , под редакцией Колина Лоусона, 57–65. Кембриджские товарищи к музыке . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
  • ISBN  0-521-47066-8 (ткань);
    ISBN  0-521-47668-2 (PBK).

  • Грасс, Томас, Дитрих Демус и Рене Хагманн. 2002. Das Bassetthorn: seine Entwicklung und seine Musik . Нордерштедт: Книги по запросу.
  • ISBN  3-8311-4411-7 .

  • Hoeprich, Эрик. 2008. Кларнет . Йельский музыкальный инструмент. Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета.
  • ISBN  978-0-300-10282-6 .

  • Юнгерман, Мэри К. 1999. «Музыка Карлхайнца Штокхаузена с одним тростником: с чего начать?». Кларнет 27:52.
  • Уэстон, Памела Т . 1997. «Вклад Штокхаузена в кларнет и бассет-рожок ….». Кларнет 25, вып. 1: 60–61.

История, происхождение и развитие кларнета

Кларнет был изобретён в конце XVII — начале XVIII столетия (некоторые справочники указывают в качестве года изобретения кларнета 1690, другие исследователи оспаривают эту дату и указывают, что первые упоминания о кларнете датированы 1710 годом) нюрнбергским музыкальным мастером Иоганном Христофом Деннером (1655-1707), работавшим в то время над улучшением конструкции старинного французского духового инструмента — шалюмо.

Про собак:  Бульдозер - самый большой алабай в мире: фото собаки, черты характера, рост и вес другие знаменитые представители породы

Основным нововведением, позволяющим чётко провести различие между шалюмо и кларнетом, явился клапан на обратной стороне инструмента, управляемый с помощью большого пальца левой руки и помогающий переходу во вторую октаву. В этом регистре звучание первых образцов нового инструмента (первоначально называвшегося просто «усовершенствованная шалюмо») напоминали тембр употреблявшейся в то время трубы, называвшейся кларино (clarino), название которой, в свою очередь, произошло от лат. clarus — «ясный» (звук).

Эта труба дала своё название сначала регистру, а затем и всему инструменту clarinetto (итальянское название кларнета) буквально означает «маленькая clarino». В течение некоторого времени шалюмо и кларнет употреблялись на равных, однако уже во второй четверти XVIII века шалюмо практически исчезает из музыкальной практики.

Дело Деннера продолжил его сын Якоб (1681-1735), три инструмента его работы хранятся в музеях Нюрнберга, Берлина и Брюсселя. Все эти кларнеты имели по два клапана. Инструменты такой конструкции были весьма распространёнными вплоть до XIX века, однако австрийский музыкант Паур около 1760 года добавил к уже существовавшим двум клапанам третий, кларнетист из Брюсселя Роттенбург — четвёртый, англичанин Джон Хэйл в 1785 году — пятый, наконец, знаменитый французский кларнетист и композитор Жан-Ксавье Лефевр около 1790 года создал классическую модель кларнета с шестью клапанами.

К концу XVIII века кларнет становится полноправным инструментом классической музыки. Появляются виртуозные исполнители, улучшающие не только технику исполнения на кларнете, но и его конструкцию. Среди них следует отметить Ивана Мюллера, который изменил конструкцию мундштука, чем значительно повлиял на тембр, упростил передувание и расширил диапазон инструмента, по сути, создав его новую модель. С этого времени начинается «золотой век» кларнета.

Кларнет in c

Кларнет in C использовался наравне с кларнетами in A и in B в XVIII—XIX веке, в основном, в оркестре (Бетховен — Симфония № 1, увертюры «Творения Прометея», «Победа Веллингтона» и др., Берлиоз — Фантастическая симфония, Лист — симфония «Фауст», Сметана цикл симфонических поэм «Моя Родина», Брамс Симфония № 4, Чайковский Симфония № 2, Р.

В отличие от остальных инструментов семейства, не транспонирует, то есть звучит точно в соответствии с написанными нотами. В настоящее время используется лишь как учебный инструмент.

Кларнет-сопранино

Кларнет-сопранино — редкий инструмент, существующий в строях F, G и As, и транспонирующий соответственно на чистую кварту, чистую квинту и малую сексту вверх относительно написанных нот. Сфера применения кларнета-сопранино ограничена: кларнеты in G используются почти исключительно в духовых и танцевальных оркестрах Австрии и южной Германии.

Кларнеты in F были полноправными членами военных оркестров на протяжении XVIII — начала XIX веков (их партии можно встретить в ряде партитур для духового оркестра Бетховена и Мендельсона), но затем исчезли из музыкальной практики.

Кларнет in As, существующий с начала XIX века, также изначально был инструментом военных оркестров Венгрии и Италии, а в XX веке, после усовершенствования конструкции, стал изредка попадать в партитуры композиторов-авангардистов и участвовать в ансамблях, состоящих исключительно из кларнетов.

Конструкция и тон

Как и кларнет, инструмент представляет собой духовой инструмент с одной тростью и цилиндрическим отверстием . Однако бассет-рожок больше и имеет изгиб или перегиб между мундштуком и верхним шарниром (старые инструменты обычно изогнуты или изогнуты посередине), а кларнет — обычно транспонирующий инструмент в B или A (что означает письменный C звучит как B или A), бассет-рожок обычно в F (реже в G). Наконец, у бассет-рожка есть дополнительные клавиши для расширенного диапазона вплоть до буквы C, которая звучит как F в нижней части басового нотоносца. Его тембр похож, но темнее кларнета. Также были изготовлены бассет-рожки в A, G, E, E и D; Первый из них тесно связан с бассет-кларнетом . [1] [2]

Бассет-рожок не связан с рожком или другими членами семейства медных духовых ( классификация Sachs-Hornbostel 423.121.2 или 423.23); Однако он имеет отдаленное отношение к рупору и английскому рожку . Его название, вероятно, происходит от сходства ранних изогнутых версий с рогом какого-то животного. [3]

На некоторых из самых ранних бассет-рожков, которые, как полагают, датируются 1760-ми годами, есть надпись «ANT et MICH MAYRHOFER INVEN. & ELABOR. PASSAVII», которая была интерпретирована как означающая, что они были сделаны Антоном и Майклом Майрхоферами из Пассау . [4]

Современные бассет-рожки можно разделить на три основных типа, которые различаются, прежде всего, размером ствола и, следовательно, мундштуками, которыми на них играют:

  • Бассет-рожок с малым отверстием имеет диаметр отверстия в диапазоне от 15,5 до 16,0 мм (0,61–0,63 дюйма) (все еще несколько больше, чем диаметр сопрано для кларнета, хотя часто ошибочно считается, что он такой же; даже большой канал английского языка кларнет, такой как старый дизайн B&H 1010, имеет меньшее отверстие — 15,3 мм (0,60 дюйма)). Играется с мундштуком кларнета B / A. В настоящее время эту модель производят только компания Selmer (Париж) и Стивен Фокс (Канада). [5]
  • Бассет-рог среднего диаметра имеет диаметр около 17,0 мм (0,67 дюйма) или немного меньше. Это наиболее распространенный тип, производимый немецкими производителями систем (например, Otmar Hammerschmidt (Австрия)). Так как мундштук французского типа с подходящим отверстием не производится серийно, для этой модели требуется соответствующий немецкий мундштук для бассет-рожка. (Эта модель обычно не распознается в Северной Америке, где ее путают с типом с большим диаметром отверстия, описанным ниже.) Стивен Фокс в настоящее время также производит эту модель. [5]
  • Бассет-рожок с большим диаметром отверстия около 18,0 мм (0,71 дюйма), играемый с мундштуком альт-кларнета, по конструкции представляет собой альт-кларнет с тональностью фа и дополнительными бассетными нотами. В Леблэнке бассет рог (отверстия около 18,0 до 18,2 мм (0.71-0.72 дюйма)) относятся к этому типу. [5]

Нынешний бассет-рожок Buffet можно назвать гибридной моделью со «средним и большим диаметром ствола», поскольку в нем используется мундштук для альт-кларнета, но диаметр отверстия составляет около 17,2 мм (0,68 дюйма). [ необходима цитата ]

Контрабасовый кларнет

Контрабасовый кларнет — самая низкая по звучанию разновидность кларнета, имеющая общую длину почти 3 метра. Отдельные упоминания об этом инструменте относятся ещё к 1808 году, но в основном он используется современными авторами для получения специфических низких звуков, а также в ансамблях, состоящих только из кларнетов.

Нужно отметить также факт применения этого инструмента в операх «Фервааль» Венсана д’Энди, «Елена» Камиля Сен-Санса, Пяти пьесах для оркестра Арнольда Шёнберга и некоторых других произведениях.

Про собак:  Бассет-хаунд: описание породы собак с фото и видео

Контральтовый кларнет

Контральтовый кларнет — редкий инструмент, звучащий на октаву ниже альтового кларнета и имеющий, подобно ему же, строй Es. Сфера его применения — ансамбли, состоящие исключительно из кларнетов, а также — реже — духовые оркестры.

Малый кларнет (кларнет-пикколо)

Малый кларнет существует в двух строях:

1. in Es — был изобретён в начале XIX века, применялся французскими композиторами (одним из первых этот инструмент ввёл в оркестр Берлиоз в финале Фантастической симфонии), в XX веке получил более широкое применение в оркестре (сочинения Малера, Равеля, Стравинского, Шостаковича, Мессиана).

2. in D — почти не отличается от малого кларнета in Es, звучит на полтона ниже его, применяется достаточно редко, в основном для исполнения концертов Иоганна Мольтера, а также в оркестре (симфоническая поэма «Весёлые проделки Тиля Уленшпигеля» Р. Штрауса, балеты Стравинского), подобно кларнету in A для диезных тональностей.

Мср/вт/бассет — викитека

Бассет (Bassett, Bassettl, Bassl) — старинное немецкое название виолончели (См. Л. Моцарт, „Violinschule“, стр. 3). В сочетании с наименованиями других инструментов б. указывает на то, что они среднего (тенорового) регистра; напр. бассетгорн(см.), Bassetpommer (См. Бомбарда), Bassetflöte и пр. Встречается также органный регистр этого наименования.

Мундштук кларнета

Мундштук — клювообразной формы часть кларнета, в которую музыкант вдувает воздух. С обратной стороны мундштука на ровной поверхности расположено отверстие, во время игры непрерывно закрываемое и открываемое вибрирующей тростью звукообразующим элементом кларнета. По обе стороны от отверстия находятся так называемые «рельсы» (rails), ответственные за ограничение вибрации трости.

Небольшой изгиб в их верхней части в сторону от трости называется «выемкой». Длина выемки, а также расстояние от свободного конца трости до верхушки мундштука («открытость» мундштука) основные характеристики, отличающие мундштуки друг от друга и влияющие на тембр инструмента в целом.

Различаться могут также форма отверстия для трости, угол наклона наклона верхней поверхности мундштука, характеристики используемого эбонита и др. На современном рынке мундштуков представлен широкий ассортимент моделей, среди которых музыкант может выбрать подходящий вариант для нужных целей (сольное, камерное, оркестровое исполнение, джаз и т. д.).

На ранних этапах истории кларнета мундштук не являлся отдельной частью кларнета и переходил непосредственно в основной корпус инструмента, материалом для которого служило дерево (например, груша). С возникновением необходимости обособления мундштука от остальных частей кларнета для него начали использоваться более прочные материалы: слоновая кость, металлы и др.

Появившиеся во второй половине XIX века эбонитовые мундштуки вскоре стали по сути стандартом. Они наиболее часто используются в музыке всех жанров и дают широкие возможности управления звуком. Встречаются также мундштуки из стекла («хрустальные»), относительно простые в эксплуатации и дающие более открытое звучание, а также из пластика (обладающие более низкой ценой и менее богатым звуком), обычно используемые при обучении.

В Германии распространены мундштуки из твёрдой древесины. Вне зависимости от материала, из которого сделан мундштук, его поверхность обычно шлифуется и полируется (кроме той части, к которой прилегает трость).

Разновидности кларнетов

Кларнет обладает обширным семейством: в разные годы было создано около двадцати его разновидностей, некоторые из которых быстро вышли из употребления (кларнет in H, кларнет д’амур), а некоторые — используются и в наше время.

Основными представителями этого семейства являются кларнет in B (в строе си-бемоль; также иногда называемый сопрановым или большим кларнетом) и кларнет in A (в строе ля).

Помимо этих двух основных инструментов также иногда находят применение в музыке следующие разновидности кларнета:

Раструб

Изообретение раструба приписывается Якобу Деннеру (1720-е годы). Эта часть инструмента позволяет извлечь самую низкую ноту (ми малой октавы) и улучшить интонирование некоторых других низких нот, а также добиться большей точности соотношения между низким и средним регистрами. Раструб бассетгорна и более низких разновидностей кларнета делается из металла и изгибается.

Репертуар

Ряд композиторов классического периода писали для бассет-рожка, на нем играли знаменитый кларнетист 18 века Антон Стадлер , а также его младший брат Иоганн . Вольфганг Амадей Моцарт был безусловно самым известным композитором для бассет-рожка, в том числе трех бассет-рожков в Maurerische Trauermusik (масонская траурная музыка), K. 477, и двух в Большой партите , K. 361, и в Реквиеме , K. 626, и несколько его опер, таких как Die Entführung aus dem Serail , La Clemenza di Tito, в которой представлена ​​большая ария Вителлии «Non più di fiori» с бассет-рожком obbligato , и Die Zauberflöte , где они заметно сопровождают Марш Великой Отечественной войны. Священники , а также камерные работы. Он написал десятки произведений для ансамблей бассет-рожков. (Его Концерт для кларнета ля мажор , KV 622, однако, кажется, первоначально был написан для кларнета с расширенным нижним диапазоном, бассет-кларнета в ля, хотя есть более ранняя версия части первой части, KV 621b в каталог Kochel произведений Моцарта, насечкой для G бассет рога и скатных большую секунду ниже, в тональности соль мажор.) The кларнета квинтет ля мажор (К. 581) была также выполнена на Бассетгорн Тедди Эзры с другими участники ансамбля Else. [6] [ неудачная проверка ]

Другие ранние работы для бассет-рожка включают концерт для бассет-рожка в G и малом оркестре Карла Стамица , который был аранжирован для обычного бассет-рожка в F (он был записан на этом инструменте Сабиной Мейер ), и концерт в F от Генрих Бакофен .

В 19 веке Феликс Мендельсон написал две пьесы для бассет-рожка, кларнета и фортепиано (опусы 113 и 114). Позже они были записаны для струнного оркестра. Франц Данци написал сонату фа для бассет-валторны и фортепиано, соч. 62 (1824) Антонин Дворжак попытался без энтузиазма возродить его, используя инструмент в своей « Чешской сюите» (1879 г.), в которой он указывает, что вместо него можно использовать английский рожок (cor anglais), но инструмент был в значительной степени заброшен до тех пор, пока Рихард Штраус вновь применил его в своих операх « Электра» (1909), «Кавалер роз» , «Фрау охне Шаттен» , « Дафна» , « Die Liebe der Danae» и « Каприччио» , а также в нескольких более поздних произведениях, в том числе в двух сонатинах для духовых инструментов («Мастерская счастья» и «Мастерская инвалида»). Франц Шрекер также использовал этот инструмент в нескольких произведениях, включая оперы Die Gezeichneten и Irrelohe . Роджер Сешнс включил бассет-рожок в оркестр своего Скрипичного концерта (1935), где он открывает медленную часть в длинном дуэте со скрипкой соло. В последней четверти 20-го века и первом десятилетии 21-го Карлхайнц Штокхаузен много писал для бассет-рожка, что позволило ему занять видное место в своем цикле опер « Лихт» и других пьесах.

Прочие работы

Совершенствование кларнета

Совершенствование кларнета продолжилось и в XIX веке: профессор Парижской Консерватории Гиацинт Клозе и музыкальный мастер Луи-Огюст Бюффе (брат основателя фирмы «Buffet-Crampon» Дени Бюффе) успешно приспособили к кларнету систему кольцевых клапанов, изобретённую флейтистом мюнхенской Придворной капеллы Теобальдом Бёмом и первоначально применявшуюся только на флейте. Эта модель получила название «кларнет Бёма» или «французский кларнет».

Про собак:  «собаки реклама бассет а11» на интернет-аукционе Старина

Среди других выдающихся мастеров, принявших участие в дальнейшем улучшении конструкции кларнета, можно назвать Адольфа Сакса (изобретателя саксофона и широкомензурных медных духовых инструментов) и Эжена Альбера.

В Германии и Австрии получили распространение так называемые «немецкие» и «австрийские» кларнеты, ведущие своё происхождение от инструмента с системой клапанов, сконструированной Иоганном Георгом Оттенштайнером (1815-1879) совместно с кларнетистом Карлом Берманом, который выпустил «Школу игры на кларнете» для этой системы.

В 1900-х годах берлинский мастер Оскар Элер (1858-1936) внёс в неё небольшие усовершенствования. Традиционно такую систему называют именно «системой Элера». Механизм немецкого кларнета отличается от французского и менее приспособлен для беглой виртуозной игры.

В течение достаточно долгого периода кларнеты немецкой системы были широко распространены по всему миру, однако приблизительно с 1950-х годов начался переход музыкантов на кларнеты французской системы, и сейчас на немецких кларнетах играют в основном только австрийские, немецкие и голландские, а также, сохраняя дань традиции — некоторые российские кларнетисты.

Помимо систем Бёма и Элера, существует ещё несколько вариантов расположения клапанов на инструменте, в частности, в начале ХХ века фирма «Selmer» выпускала «кларнеты Альбера» (напоминавшие по строению инструменты середины XIX века), а в 1960-70-х годах — «кларнеты Марки». Диапазон последних мог быть расширен вверх на октаву. Тем не менее, широкого распространения эти инструменты не получили.

Среди экспериментальных образцов разных конструкторов нужно отметить четвертитоновый кларнет Фрица Шюллера, предназначавшийся для исполнения современной музыки.

Современный кларнет представляет собой достаточно технически сложный механизм. Инструмент имеет около 20 клапанов, множество осей, рессор, тяг и винтов. Ведущие фирмы-изготовители музыкальных инструментов постоянно совершенствуют конструкцию кларнета и создают новые модели.

Солисты и ансамбли бассет-рожка

Трио Лотца исполняет реплики бассет-рожков, изготовленных мастером инструментов 18 века Теодором Лотцем из Прессбурга (Братислава) и Вены. Ансамбль представляет репертуар популярных духовых гармоний 18 века (известных на немецком языке как Harmoniemusik ), представленных преимущественно музыкой Моцарта. Однако ансамбль также исполняет музыку других центральноевропейских композиторов — Георга Друшецкого , Мартина I Солера , Антона Штадлера , Войтех Нудера , Иоганна Йозефа Реслера и Антона Воланека .

Пражское трио бассет-валторн, базирующееся в Чешской Республике , имеет репертуар музыки, написанной или транскрибированной для трех бассет-валторн такими композиторами, как Моцарт, Скотт Джоплин и Пол Десмонд .

Сюзанна Стивенс — ведущий специалист по бассет-рожку в современной музыке. Начиная с 1974 года немец Карлхайнц Штокхаузен сочинил для нее много новых произведений, в том числе большое количество для бассет-рожка.

Трость кларнета

Трость (язычок) — звукопроизводящая (вибрирующая) часть инструмента, представляющая собой тонкую узкую пластинку, которая изготавливается из особых пород камыша (Arundo donax) или (реже) тростника. Трость прикрепляется к мундштуку с помощью лигатуры (на жаргоне музыкантов — «машинки») — специального металлического, кожаного или пластикового хомутика с двумя винтами (новейшие модели лигатур могут иметь один винт, дающий двунаправленное завинчивание).

Изобретение лигатуры приписывается Ивану Мюллеру и относится к первой четверти XIX века. До этого времени трость привязывалась к мундштуку с помощью особого шнурка (на немецких и австрийских моделях кларнета такой способ крепления трости применяется до наших дней).

На самых ранних моделях кларнетов трость находилась сверху мундштука и управлялась верхней губой, но с конца XVIII века начался переход к исполнению на трости, расположенной снизу мундштука и управляемой нижней губой. Рекомендации к такому способу игры содержатся в учебных пособиях ряда известных кларнетистов того времени, в частности, Ивана Мюллера.

Тем не менее, многие музыканты, среди которых был, например, известный английский кларнетист Томас Линдсей Уиллмен, отдавали предпочтение старому способу исполнения почти до середины XIX века, а в Парижской консерватории официальный переход на преподавание с тростью под мундштуком был объявлен только в 1831 году.

Трости продаются в упаковках, в соответствии со своей «твёрдостью» или, как говорят музыканты, «тяжестью», которая зависит от толщины рабочей поверхности трости. Некоторые музыканты с помощью специальных инструментов сами делают трости или переделывают уже купленные (до постановки производства тростей на конвейер так делали все кларнетисты). «Тяжесть» трости и характеристики мундштука взаимосвязаны.

В процессе использования трости достаточно быстро выходят из строя из-за изнашивания волокон камыша. Срок службы трости зависит от силы вдуваемого потока воздуха, «тяжести» самой трости, силы давления на неё и других факторов. При каждодневных занятиях по два часа в день трость изнашивается приблизительно через две недели.

Трость кларнета — хрупкое и тонкое устройство. Для предохранения её от случайного повреждения используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, который надевается на мундштук, если инструмент долго не используется.

Устройство кларнетов высокого строя

Корпус кларнета in B (а также in A, in C и малых кларнетов in D и in Es) представляет собой длинную прямую цилиндрическую трубку (в отличие, например, от гобоя или саксофона, имеющих конический корпус).

Как правило, материалом для корпуса служит древесина благородного дерева (чёрное дерево Dalbergia melanoxylon или палисандр). Некоторые модели (предназначенные для учебных целей или для любительского музицирования) иногда делают из пластика. В 1930-е годы джазовые музыканты в поисках новых звучаний использовали металлические кларнеты, но такие инструменты не прижились. В то же время, например, в турецкой народной музыке металлический кларнет — один из основных инструментов.

В конце XX века, когда возникла проблема сокращения запасов чёрного дерева, некоторые фирмы стали выпускать кларнеты из смешанных материалов, объединяющие преимущества деревянных и пластиковых инструментов. Например, компания «Buffet Crampon» с 1994 года выпускает инструменты по технологии Green Line из материала, состоящего на 95 % из порошка чёрного дерева и на 5 % — из углепластика.

Кларнет состоит из пяти раздельных частей: мундштука, бочонка, верхнего колена, нижнего колена и раструба. Отдельно приобретается трость звукообразующий элемент инструмента. Составные части кларнета герметично соединяются между собой, что достигается с помощью пробковых колец, слегка смазанных специальной мазью.

Полностью собранный сопрановый кларнет in B в длину составляет около 66 сантиметров.

Основные части кларнета:

Оцените статью
Собака и Я
Добавить комментарий