История много тысячелетней дружбы

История много тысячелетней дружбы Аксессуары
Содержание
  1. СОБАКА: ИСТОРИЯ ПРИРУЧЕНИЯ
  2. Теории происхождения
  3. Цель приручения собаки
  4. Значение собак в современном мире
  5. Волк выбрал человека
  6. Приручение собаки: история и теории
  7. Региональные особенности приручения собаки
  8. Влияние в различных регионах:
  9. Древние использования собаки
  10. Другие древние породы собак и их происхождение:
  11. Человек выбрал волка
  12. Таблица: Сравнение различных гипотез одомашнивания собак
  13. Важные вопросы и возражения
  14. Выводы
  15. Культурные ограничения
  16. Безопасность
  17. Гипотеза питомцев или межвидового усыновления (Pet keeping or cross-species adoption hypothesis), или Гипотеза приемных животных
  18. Таким образом, практика выращивания и выкармливания детенышей диких животных известна и в современных обществах, ведущих традиционный образ жизни, и, по-видимому, является естественной для человека.
  19. Научные концепции отлично отражают смену социальных представлений и парадигм. Мне кажется важным наблюдаемый в смене этих гипотез социальный переворот в человеческом обществе
  20. Тамбовский волк тебе товарищ (на самом деле нет)
  21. Игрушки
  22. Если выращивать волков в таких же условиях, как собак, то волки понимают людей не хуже и даже лучше собак.

СОБАКА: ИСТОРИЯ ПРИРУЧЕНИЯ

Собака – это самый старый и верный друг человека, сопровождающий ее на протяжении тысячелетий. Но как именно возникла эта удивительная дружба между двумя разными видами? Как волк превратился в собаку, а человек – в его хозяина?

Теории происхождения

На эти вопросы нет однозначного ответа, но есть несколько теорий, которые пытаются реконструировать историю приручения собаки на основе археологических, генетических, антропологических и этологических данных. В этой статье мы рассмотрим некоторые из них, а также познакомимся с известнейшими породами собак, участвовавших в этом процессе.

Цель приручения собаки

Приручение собаки было одним из важнейших событий в истории человечества, которое оказало большое влияние на его развитие и цивилизацию. Собаки помогали людям с древних времен и до наших дней.

Про собак:  Лучшие охотничьи собаки, которые изменят ваш охотничий опыт

Для приручения собак у древних людей было немало собственных интересов, которые отличались в зависимости от их потребностей и стилей жизни. Некоторые из главных причин приручения собак в древние времена включали:

  • Помощь в охоте
  • Охрана имущества
  • Товарищ в одиночестве
  • Помощь в земледелии

Хотя древние времена давно миновали, собаки играют огромную роль в жизни человека и сейчас. В определенном смысле эта роль стала значительно более существенной, чем в древние времена. Вот несколько ключевых видов деятельности современной собаки:

  • Домашний питомец
  • Служебная собака
  • Собака-терапевт
  • Участие в выставках

Значение собак в современном мире

Собаки помогали людям в охоте, земледелии, войне, торговле, медицине, науке, искусстве и культуре. Они также укрепляли социальные связи между людьми, оказывали им поддержку, защиту, компанию и любовь. Собаки стали не только друзьями, но и членами семьи, партнерами, героями и символами для многих народов и стран. Собаки также сыграли немаловажную роль в формировании человеческой личности, эмоций, морали и этики. Собаки – это чудо природы, которое человек сумел превратить в своего лучшего друга.

Волк выбрал человека

Величайшее доказательство близкой родственной связи собаки с волком – не только в физиологии и поведении, но и в ДНК. Эволюционная генетика сообщила нам, что последние обнаружения указывают на действительно большое сходство между волком и собакой на уровне генома.

Image
Image

Ссылка на источник статьи: tails.com.ua

Приручение собаки: история и теории

По другой теории, приручение собаки произошло еще раньше, около 30 тысяч лет назад, когда некоторые волки стали более дружественными и податливыми к людям из-за генетических мутаций, изменивших их поведение и внешность.

По этой теории люди не выбирали волков, а волки выбирали людей, приближаясь к ним ради еды. Волки оставались у мест, где в результате деятельности человека оставались частицы пищи и другие отходы. Люди, в свою очередь, принимали волков, потому что они были полезны для охоты, охраны и компании.

Эта теория поддерживается генетическими исследованиями, показывающими, что собаки имеют общих предков с волками, жившими в Евразии около 32 тысяч лет назад.

Региональные особенности приручения собаки

Независимо от того, когда и как произошло приручение собаки, известно, что этот процесс имел региональные особенности в зависимости от климата, культуры и потребностей людей.

Влияние в различных регионах:

  • В Африке собаки использовались для отслеживания и охоты на добычу.
  • В Америке собаки применялись для тяги грузов и охраны.
  • В Азии собаки использовались для пастырства и боя.
  • В Европе собаки были компаньонами и для развлечений.

Древние использования собаки

В древнем Египте собаки были высоко ценены и считались священными животными, часто связанными с богами, такими как Анубис.

По результатам генетического анализа 161 породы собак, ученые установили, что древнейшей породой является басенджи, происходящая из Африки.

Другие древние породы собак и их происхождение:

  • В финской Лапландии использовали собак для охоты на медведей и лосей.
  • В Сибири и на Аляске собаки тянули санки и охраняли поселения.
  • В японских провинциях собаки выступали в роли охотников и охранников.

Человек выбрал волка

Согласно одной из самых распространенных теорий, приручение собаки началось около 11 тысяч лет назад, когда древние люди, занимавшиеся собирательством и охотой, начали сотрудничать с волками, которые приближались к их лагерям в поисках пищи.

По этой теории люди выбирали наименее агрессивных и наиболее податливых волков, кормили их, учили их слушаться команд и использовали их для помощи в охоте, охране и транспортировке.

С течением времени волки изменились как физически, так и психологически, чтобы стать дружественными домашними животными, которых мы знаем сегодня.

Эта теория поддерживается археологическими находками, такими как скелеты волков, похороненных рядом с людьми, а также изображения собак на древних рисунках и глиняных сосудах.

Таблица: Сравнение различных гипотез одомашнивания собак

ГипотезаОписание
ЛоренцОхотники-собиратели привлекли диких собак к своим лагерям благодаря их успешной охоте, охранной функции и возможности предупреждать об опасности.
Гипотеза о мусореВолки привлеклись к охотничьим лагерям людей из-за наличия мусора и постепенно стали падальщиками, что способствовало их приручению людьми.

Важные вопросы и возражения

Одна из основных проблем для обеих гипотез заключается в том, что ни одна из них не объясняет, почему многие дикие виды собак никогда не были приручены человеком, несмотря на то, что они имеют ту же возможность находить и употреблять человеческую пищу и обитают на территории, где встречаются и человек, и дикие собаки.

Еще одним важным аргументом против гипотезы о мусоре является то, что на территории многих охотничьих групп, например у войков, не было достаточно мусора для привлечения волков к людским поселениям.

Выводы

Хотя гипотезы Лоренца и о мусоре имеют свои основания и поддержку, они не решают все вопросы, связанные с процессом одомашнивания собак. Дальнейшие исследования могут привести к появлению новых гипотез или уточнению существующих, чтобы лучше понять этот удивительный процесс.

Кроме того, в Центральной и Восточной Европе были обнаружены значительные залежи костей и бивней мамонта, относящиеся ко времени последнего ледникового максимума (LGM), между 40 и 24 тысячами лет назад. Одни ученые считают эти скопления результатом деятельности человека — удачной охоты на мамонтов; другие утверждают, что, скорее всего, кости специально собирали как потенциальный строительный материал в районах, где не хватало древесины для обустройства жилья. Возможно также, что эти места служили временным источником корма для волков.

Культурные ограничения

Мы не знаем об обычаях и традициях охотников-собирателей плейстоцена. Тем не менее известно, что люди, ведущие такой образ жизни сегодня, крайне осторожны и практически не выбрасывают мусора. Они стараются использовать любые части добычи, в том числе несъедобные.

Конечно, современные популяции собак, кормящихся за счет отходов человека, свидетельствуют о том, что способность питаться на помойках имеет важное эволюционное значение для собак. Но даже в плотно населенных городах, очень развитых по сравнению со стоянками плейстоценовых охотников, в городах, где присутствует большой поток питательных отбросов, эти собаки выживают с трудом. А такие города появились спустя тысячи лет после доместикации волка.

Безопасность

В рамках этой версии одомашнивания всё внимание уделяется тому, как волки переставали бояться людей, привыкая к ним всё больше. Однако совершенно не рассматривается этот процесс с точки зрения человека.

Потерявший страх крупный дикий хищник (неприрученный, неодомашненный) в непосредственной близости от человека представляет опасность даже в наше время. Часто это как раз дикие животные, чьи пищевые привычки и нормальная осторожность были нарушены из-за обилия корма в пищевых отходах рядом с людьми (например, медведи в кемпингах). Леопарды, забредающие на помойки в городах Индии, охотятся на детей и в наши дни. А средневековые летописи полны историй об убийствах детей осмелевшими волками.

Непонятно, почему люди на палеолитических стоянках должны были относиться спокойно к осмелевшим волкам, забежавшим полакомиться отходами, — эти животные представляли огромную опасность для людей, особенно для детей.

История много тысячелетней дружбы

Гипотеза питомцев или межвидового усыновления (Pet keeping or cross-species adoption hypothesis), или Гипотеза приемных животных

Существует альтернативная версия истории о том, как волки были одомашнены. Она предполагает, что в эпоху плейстоцена люди намеренно отлавливали и выращивали детенышей волков, социализируя их, чтобы они стали домашними. Эту теорию предложил в 1865 году Фрэнсис Гальтон, известный эрудит викторианской эпохи, признанный за свой значительный вклад в статистику, метеорологию, психометрию и евгенику.

Он предположил, что это в конечном счете привело к доместикации определенных видов, которые обладали особыми чертами, подходящими для жизни в домашних условиях. Эти черты включали выносливость, стремление к безопасности, полезность для человека, хорошее размножение в неволе, легкость в уходе и симпатию к человеку. Гальтон считал, что если животное не будет любить человека, оно либо умрет, либо сбежит и снова станет диким.

Действительно, существуют многочисленные археологические свидетельства любви к домашним питомцам: захоронения собак и других собачьих с людьми или даже отдельно, в том числе больных. В конце XVIII века путешественник Самюэль Хирн описывал, как индейцы берут играть из логова маленьких волчат, а потом приносят их обратно. Есть свидетельства, что и в ХХ веке австралийские аборигены нянчат диких динго, однако, когда те вырастают, расстаются с ними, поскольку нет таких функций, которые могла бы выполнить взрослая собака динго, требующая много корма, и не могли бы щенки. Хотя также есть сообщения о том, что женщины калечат щенкам передние лапы, чтобы те оставались с людьми.

Более того, существуют относительно современные свидетельства о выкармливании грудью диких животных в самых разных культурах, в том числе волков и собак. Например, в середине ХХ века описаны женщины аборигенных групп на полуострове Малакка , которые выкармливают грудью собак, свиней и обезьян. Потом животных или отпускают на волю, или продают другим этническим группам, поскольку судьба их в природе незавидна. Были также описаны представители племени онге на острове Малый Андаман, которые очень любили собак и иногда выкармливали их грудью вместе с детьми.

Таким образом, практика выращивания и выкармливания детенышей диких животных известна и в современных обществах, ведущих традиционный образ жизни, и, по-видимому, является естественной для человека.

Однако и здесь существует ряд возражений.

Можно предположить, что одомашниванию могло препятствовать очень узкое «окно социализации» волчат, после закрытия которого они будут воспринимать людей как чужаков. Однако справедливости ради стоит сказать, что у собак тоже существует это окно, и если мы говорим о породах дикого типа, то здесь существуют всё те же опасения, но люди прекрасно справляются с приручением собак именно в этом периоде. А если волчата воспитываются с людьми с периода молочного вскармливания, то их социализация с человеком происходит вовремя.

Из современного опыта приручения животных известно, что волк не очень хорош как питомец. Но это оценка с точки зрения современного общества, а сообществу охотников-собирателей, живущих маленькими группами и не в городах, вряд ли помешают осторожность, боязнь чужаков, неофобия, склонность к бродяжничеству и другие свойства, мешающие сегодня содержать волков как питомцев.

Кроме того, волки со времен одомашнивания прошли серьезный отбор на избегание человека, многие века являясь для него потенциальными жертвами, и современные животные по поведению могут сильно отличаться от волков ледникового периода.

Гипотеза приемных животных не предполагает немедленной практической пользы от прирученных особей, хотя допускает, что если они приносили какую-либо экономическую выгоду, то это могло способствовать популярности таких питомцев. Но самые главные качества животных в рамках этой гипотезы — это симпатичность и игривость их детенышей.

Резюмируя две гипотезы одомашнивания волков, можно сказать следующее: если первая гипотеза считает действующими только волков, а люди в ней — пассивные наблюдатели, то вторая учитывает особенности поведения и склонности людей. Доместикация волков — это не результат взаимовыгодного сожительства, а результат уникального развития заботы и социальности у человека, побочный продукт эволюционной склонности к заботе о детенышах и вызывающих такую же реакцию, похожих на них существах.

Научные концепции отлично отражают смену социальных представлений и парадигм. Мне кажется важным наблюдаемый в смене этих гипотез социальный переворот в человеческом обществе

Гипотеза приемных детенышей на самом деле объясняет не только доместикацию волка, она применима к любым другим домашним животным.

Но если люди в целом склонны нянчиться с детенышами диких животных, почему же одомашнено так мало видов? Известно, что существуют определенные предпосылки, так называемый комплекс доместикации — характеристики вида, способствующие его одомашниванию, и прежде всего это исходно высокий уровень социальности.

Нам нужно вернуться к стартовой точке: кто же такие волки. Во-первых, тот самый романтичный волк-одиночка — это исключение, пария. Волки невероятно социальные животные, с развитой коммуникацией и сложными социальными отношениями. Воющий на луну волк вообще-то общается в этот момент с другими волками, и это общение играет большую роль.

История много тысячелетней дружбы

Тамбовский волк тебе товарищ (на самом деле нет)

Волчья стая функционирует как единый организм, в котором разные волки объединяются для коллективной охоты, охраны территории и выращивания потомства. Волки могут мириться, сочувствовать жертве, успокаивать агрессоров. В отношениях внутри стаи волки оказываются более демократичными, чем собаки. Они так же агрессивны к членам своей группы, как и собаки, но внутригрупповая иерархия в стае волков не такая жесткая, даже подчиненные животные могут бросить вызов и претендовать на свою долю пищи, в то время как в стаях собак это маловероятно.

У волков прекрасно развито поведение примирения (вылизывание морды, потирание, обнюхивание тела, соприкосновение носами, прикосновения лапой, лежание на спине с приоткрытым ртом и помахивающим хвостом и т. п.). Волкам необходимо поддерживать целостность стаи, сплоченность в групповой охоте и совместном выращивании детенышей. А у собак этой необходимости нет, поэтому, хотя поведенческий репертуар тот же, сама система примирения выстроена значительно хуже.

И, что очень важно, волки любят играть и дурачиться. Дело в том, что игра — критически важный социальный механизм для волков. Она помогает оценивать партнера и устанавливать четкие отношения, снижать агрессию, в разных типах отношений волки играют по-разному. Словом, игра для волков — это огромный мир социального языка, используемого для поддержания отношений с волками разных возрастов.

Игрушки

В 2000-х годах в Йеллоустонском национальном парке исследователи волков были поражены, обнаружив в самых диких местах, вдали от маршрутов и поселений человека, странный мусор. Там, где человек точно не появлялся, валялись пластиковые бутылки, канистры, алюминиевые банки, кожаные перчатки, пакеты и совсем уж необычные вещи: радио, молоток, фрисби, веревки и цепи и другие неожиданные предметы.

Ученые много лет изучали поведение волков в этих местах: надевали на них радиоошейники, следили за ними, ставили фотоловушки (камеры, по датчику движения срабатывающие на появление животных) для изучения скрытой от людей семейной жизни диких волков. И среди прочего фотоловушки засняли волчат, играющих с обнаруженными предметами, как щенки с игрушками. Оказалось, что волки целенаправленно приносят эти предметы именно в период, когда выращивают волчат, и всё это не случайный мусор, а игрушки. Мы не можем залезть в голову к волку, чтобы понять наверняка его мотивацию, но специалисты считают, что либо эти игрушки нужны для облегчения прорезывания зубов (как и у щенков), либо взрослые волки используют их, чтобы дать себе отдых от энергичных детенышей.

Более того, даже такое типично собачье поведение, как приносить мяч, которое, казалось бы, могло возникнуть только в совместной жизни с человеком, изначально свойственно некоторым волчатам, но, надо признать, далеко не всем. Человек, похоже, в процессе доместикации отбирал тех, кто готов приносить мяч или же обладает нужными свойствами для этого (видео с волчатами, приносящими (и не приносящими) мяч, можно посмотреть в дополнительных материалах к статье).

Долгое время существовало мнение, что собаки обладают уникальной способностью понимать человека и следовать за его жестами и сигналами. Но и тут оказалось, что главное — корректно провести исследование.

Если выращивать волков в таких же условиях, как собак, то волки понимают людей не хуже и даже лучше собак.

Например, вопреки бытовавшим представлениям, они отлично следуют за указательными жестами и выразительными взглядами человека.

Волки, как и собаки, ясно понимают и интерпретируют поведение человека, например, пытающегося достать или открыть нужный контейнер. Волки вроде бы уделяют эксперименту и особенно человеку в эксперименте меньше внимания, но в итоге лучше собак понимают причинно-следственные связи (например, что вознаграждение находится скорее в контейнере, из которого что-то выпирает или который гремит при потряхивании). То есть выдающийся собачий ум не результат доместикации, а исходное свойство предков собак — волков, немного испортившееся в результате доместикации. Собаки в этих экспериментах больше внимания уделяли наблюдению за человеком, хотя это не улучшало их результаты, и это выдает их эволюционное преимущество — их ориентированность на людей, интерес к людям.

Современные породы собак различаются тем, как именно они взаимодействуют с человеком. Охотничьи, пастушьи и спортивные собаки максимально тесно работают с человеком, они самые игривые по сравнению с дикими или декоративными собаками. Гибриды волков с собаками менее игривы, и это тоже подтверждает, что доместикация шла через отбор на игру (Hansen Wheat et al., 2018). В пользу того, что игра является важным социализирующим механизмом и языком общения с человеком, говорят и данные по людям. Кроме очевидной пользы прогулок и активного времяпрепровождения, именно социальная игра с собаками не менее трех раз в неделю значительно увеличивает социальные навыки общения с другими людьми у дошкольников.

Социальность с богатым репертуаром взаимодействий, включая игривость, — все эти свойства создали уникальный потенциал для доместикации волков. А развитая забота о потомстве, склонность формировать эмоциональную привязанность у людей обеспечила механизмы приручения. Исходно у волков социальные навыки нацелены на особей своего вида, у собак же из этого комплекса способностей развилось тесное сотрудничество с человеком, в котором игра, по-видимому, выступала в роли особенного языка для установления социальной связи.

Оцените статью
Собака и Я
Добавить комментарий