Традиционное китайское книжное искусство

Традиционное китайское книжное искусство Породы

Начало печатания книг в россии

И, наконец, остановимся подробнее на том, как развивалась история книгопечатания на Руси. Хорошо известно, что первой печатной книгой Московского государства является «Апостол», изготовленный в 1564 году в типографии Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца.

Как утверждают исследователи, история книгопечатания в Московском государстве получила развитие в результате того, что возникла острая необходимость в исправлении многочисленных ошибок, вкравшихся в тексты религиозных книг, долгие годы копировавшихся от руки. По невнимательности, а подчас и умышленно переписчики вносили искажения, которых с каждым годом становилось всё больше.

Состоявшийся в 1551 году в Москве церковный собор, получивший название «Стоглавого» (по количеству глав в его заключительном постановлении), издал указ, на основании которого все рукописные книги, в которых были замечены ошибки, изымались из пользования и подлежали исправлению.

Об этой проблеме были хорошо осведомлены за границей, и поэтому, преследуя коммерческие интересы, во многих европейских странах, в частности, в Голландии и Германии, наладили печатание книг из расчёта на их сбыт среди славянских народов. Это создало благоприятную почву для последующего создания целого ряда отечественных типографий.

В восточной азии

Самые ранние сохранившиеся гравюры происходят из Китая эпохи династии Хань (до 220 года н. э.), они использовались для оттиска на шёлке трёхцветных изображений цветов, а самый ранний пример гравюры на бумаге, также китайский, относится к середине седьмого столетия.

В девятом веке печать на бумаге уже профессионально практиковалась, именно этим периодом датирована первая сохранившаяся полная печатная книга — Алмазная сутра (находящаяся ныне в Британской библиотеке)[3].

В десятом веке были напечатаны 400 тысяч копий некоторых сутр и картин, выходила конфуцианская классика. Опытный печатник за один день мог напечатать до 2000 листов, состоящих из двойных страниц[4].

Из Китая книгопечатание распространилось в Корею и Японию, которые использовали китайские логограммы; методы китайской печати также применялись в Турфане и Вьетнаме с использованием других шрифтов.

В европе

Впервые в христианской Европе методика оттиска на ткани появилась около 1300 года. Изображения, оттиснутые на ткани для религиозных целей, могли быть довольно большими и сложными, и когда бумага стала относительно легко доступной, около 1400 года, тут же получили распространение небольшие гравюры на религиозные темы и игральные карты, напечатанные на бумаге.

Годом изобретения книгопечатания считается 1445 г. Суть изобретения состояла в том, что Иоганн Гутенберг предложил использовать для набора текста отдельные металлические буквы — литеры, которые располагали в нужном порядке в специальных ячейках.

Литеры вручную покрывали краской, а затем прижимали к листу бумаги в станке.
В итоге получается оттиск страницы книги. На станке, созданном Гутенбергом, можно было изготовить 100 оттисков одного листа за час. Первыми печатными книгами стали Библия и Псалтырь, изданные на латинском языке.

Изобретение цветной печати

Раймондо де Сангро, купив 25 октября1745 года у падре Ильянеса, приехавшего из Чили, рукопись Historia et rudimenta linguae piruanorum (1600—1638), составленную на основе секретного документа «Exsul immeritus blas valera populo suo» и написанную иезуитскимимиссионерами в ПеруДжованни Антонио Кумисом и Джованни Анелло Оливой[8], включил в свою книгу «La Lettera Apologetica» (1750) многие знаки токапу из капак-кипу, правда переделав их и придав им закругленные, а не квадратные формы[9].

В 1747 году Мадам де Графиньи издала свои «Письма перуанки», в которых знатная перуанка Силия (Zilia) использовала кипу для записей и переводила сразу на французский. В «Письме XVI» Графиньи приводит описание кипу как письменности[10].

Книга была переиздана в 1749 году. Издатель сборника «Colección de documentos literarios del Perú» (1874) Мануэль де Одриосола (Manuel de Odriozola) предположил, что эти письма послужили «одному итальянцу из Академии де ла Круска и одной графине, той же национальности, написать толстый том „в одну четверть“, озаглавленный „Apologea de los quipos“.

Использовав Гарсиласо, автор столь уверенно использует грамматику, словарь из кипу, представляющие собой кипуграфию, позаимствованную от некого Кипу-Камайока из инков, но как бы они не ошибались в своих предположениях»[11].

Именно в этой книге, имевшей полное название «Lettera Apologetica dell’Esercitato accademico della Crusca contenente la difesa del libro intitolato Lettere di una Peruana per rispetto alla supposizione de’ Quipu scritta dalla Duchessa di S*** e dalla medesima fatta pubblicare», использовано 40 «ключевых слов» якобы древней системы записи Инков.

Как видно, именно Мадам де Графиньи (графиня S***) и князя Раймондо де Сангро (являлся академиком де ла Круска) имел в виду Одриосола.

Опубликование князем книги «La Lettera Apologetica», содержавшей опасные еретические мысли, привело к отлучению Раймондо де Сангро от Церкви папой Бенедиктом XIV в 1752 году.

История книгопечатания

ТЕМА: ИСТОРИЯ КНИГОПЕЧАТАНИЯ

В виде печатного слова мысль стала долговечной

ак никогда: она крылата, неуловима, неистребима…

Виктор Гюго

nbsp;      1. Ничто в мире не происходит случайно. Закономерным было и появление в Европе в середине 15 века типографского станка. К тому времени в европейских странах сложились все предпосылки для возникновения книгопечатания.

!! ВСПОМНИ.

Какие     предпосылки     сложились в Европе к середине 15 века    для     возникновения книгопечатания? ______________________________________________________________________________________________

Уже был накоплен большой опыт в использовании ПЕЧАТНОЙ ФОРМЫ. А различные способы получения печатного ОТТИСКАбыли известны давно. Самая первая печатная книга «Алмазная Сутра» была изготовлена путем получения оттиска на бумаге с деревянных досок в Китае еще в 9 веке. Такой способ печатания книг использовали и в  европейских странах в  13-14 веках.

!! ВСПОМНИ.

Как назывался такой способ печати? Как выглядели книги, напечатанные таким способом? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Готовя резные деревянные формы для печати, мастера заметили одну особенность печатного оттиска: в нем все получается в перевернутом виде. Чтобы оттиск получился напечатанным правильно, его нужно вырезать зеркально-перевернутым. Для печатания такой книги был создан пресс, который прижимал печатную форму к бумаге. Этот опыт очень пригодился для перехода к более совершенному книгопечатанию.

!! ПОДУМАЙ.

Как можно вырезанные на деревянной доске буквы использовать для печатания не только одной страницы текста, но и последующих, не вырезая их заново?

Скорее всего, ты догадался, что для этого нужно вырезать отдельные буквы, и, комбинируя их, набирать любой текст. Когда ты был маленький и учился читать, то из детских кубиков с буквами складывал слово, затем разбирал и складывал другое слово. Этот принцип использования одних и тех же кубиков-литер (букв) в разных словах лежит в основе НАБОРНОЙ ПЕЧАТИ.

Трудно сказать, кто первым подал идею наборной печати. Корни ее надо искать в глубокой древности. В истории сохранилось имя китайского кузнеца Би Шена. В середине 11 века он научился составлять из отдельных глиняных литер с изображением одного знака (иероглифа)   целую печатную форму

Китайский кузнец Би ШенКитайский кузнец Би Шен  впервые в истории человечества применил для печатания  подвижный шрифт. Би Шен брал мягкую глину и  лепил  из них прямоугольные брусочки. Затем на верхнем конце бруска он с помощью заостренной палочки выдавливал зеркальное изображение иероглифа.  Печатная форма представляла собой железную дощечку с рамкой, покрытую густой массой, в которую вдавливались ЛИТЕРЫ. Они образовывали  текст. Потом он покрывал его краской  и получал оттиск. Закончив печатание, он подносил форму к огню, масса размягчалась, и литеры можно было легко вынуть из формы и использовать их для нового текста.

В 14 веке в Корее печатали с наборных форм, составленных из отдельных металлических литер Корейская металлическая литера

 
   Печатный станок

2. Во многих странах пытались изобрести книгопечатание. Но только в 15 веке в Германии мастер ИОГАНН ГУТЕНБЕРГ (1399? – 1468) изобрел такой способ, который получил развитие во всех европейских странах. Этот человек облек в реальные технические формы идею, которая высказывалась давно. Он нашел наилучшее решение проблемы, поставленной перед человечеством  всем ходом мировой истории.   Свое великое открытие, изобретение печатного станка, Гутенберг обдумывал и осуществлял в течение десяти лет. Он был образованным  в науках и знал много ремесел.

Любое изобретение – это сумма нескольких изобретений. Гутенберг придумал, как изготовлять металлические литеры – буквы для печати, чтобы их было много и чтобы они были одинаковыми. Но отдельными литерами ничего не напечатаешь.

Гутенберг
Он придумал, как составить и скрепить строку набора и как соединить набранные строки в страницу, чтобы она не рассыпалась, когда ее переносят на печатный станок. Он  усовершенствовал пресс, придумал новый состав краски.

Вначале Гутенберг пробовал печатать издания несложные: листовки, брошюры. Когда накопился опыт,  приступил к печатанию БИБЛИИ (1452 – 1455 гг.).

Она была очень красива и похожа на рукописную книгу. Печатным был только текст; заголовки, инициалы, узоры рисовались от руки красной и золотой краской. В полном  экземпляре Библии 1282 страницы. По количеству строк на полосе ее обычно называют «42 – строчной» Библия Гутенберга

Ученые считают, что Гутенберг отпечатал 150 экземпляров Библии на бумаге и 35 на пергаменте. До наших дней сохранилось всего 48 экземпляров. Сегодня это самая дорогая книга в мире. Но великое изобретение не принесло  Гутенбергу ни славы, ни богатства.   Его жизнь прошла в неустанных  трудах и хлопотах, и лишь под старость он получил возможность не заботиться о хлебе насущном.

Скончался Иоганн Гутенберг 3 февраля 1468 года.

До нас дошли еще несколько его печатных изданий.

Появление типографского станка – важнейшая веха в истории человеческой культуры. Именно с этого времени  устное слово, записанное, а затем размноженное  в десятках, сотнях и тысячах оттисков, стало важнейшим орудием просвещения и воспитания, инструментом распространения знаний.

Про собак:  Обои для рабочего стола Бассет-хаунд. Картинки Бассет-хаунд в высоком качестве

Традиционное китайское книжное искусство

3. Книгопечатание по способу Иоганна Гутенберга в течение нескольких десятилетий распространилось вначале по всей Германии, а затем по всей Европе. Во многих европейских городах стали возникать ТИПОГРАФИИ.  ТипографияРабота в типографиях того  времени была очень                                                         тяжелой. Она продолжалась по четырнадцать часов в сутки. За ошибки владельцы типографии строго наказывали рабочих. Печатники часто болели грудными болезнями, вызванными тем, что они имели дело с ядовитыми веществами. Краску каждая типография изготавливала сама, рецепт ее хранили в строгом секрете.

                                                                                                                                                             
Замечательные типографии появились в Италии. Вершиной книгопечатания 15 века является издательская деятельность АЛЬДА МАНУЦИЯ. Он большое внимание уделял типографскому совершенству своих изданий: тщательно искоренял опечатки, заказывал новые типографские ШРИФТЫКниги, изданные в типографии Альда, по его имени называются альдинами.  Это были небольшие изящные книжечки, набранные непривычным для первых печатных книг шрифтом – курсивом. На этих книгах Альд ставил характерный значок – якорь с обвитым вокруг него дельфином. Это была одна из первых издательских марок. Существование издательской марки было вызвано борьбой с подделками и подражаниями.

Мануций  Альда  Альда
Типографии во Франции славились своими прекрасными иллюстрациями.

Все первые типографии имели свои особенности. Вместе с тем у первых печатных книг 15 века много общего.

В них печатался только текст. Инициалы рисовались и раскрашивались от руки. И делалось это не во всех экземплярах издания, в некоторых на месте инициала был пустой квадрат, в котором буква только намечена. Поэтому первая строка короче других. Постепенно этот прием стали использовать сознательно, так появился абзацный отступ – КРАСНАЯ СТРОКА. В первых печатных книгах абзацев в тексте не было. Текст, как в рукописных книгах, делился на части красными линиями. Не было в тексте знаков препинания. Запятая впервые появилась в изданиях Альда Мануция, на рубеже 15 и 16 веков. Печатная книга 15 века  во всем еще старалась походить на рукописную.

Первый лист

Только в конце 15 века появился  ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ. В рукописных и самых первых печатных книгах его заменял  КОЛОФОН страница в конце книги с некоторыми сведениями о ней. На титульный лист печатной книги помещали название книги и сведения о том, где и когда она была напечатана.

!! Подумай.

Какую роль стал выполнять титульный лист в печатных книгах?

____________________________________________________________________

В книгах возникают новые шрифты, дающие возможность менять формат книги. Появляется нумерация листов (фолиация), а потом и страниц (пагинация). Тот же Альд Мануций стал прилагать к книге оглавление. Книга становится более удобной в использовании.

Меняется внешний вид книги. Она становится строже в оформлении, красочные миниатюры все чаще заменяют  черно-белыеГРАВЮРЫ, отпечатанные с деревянной доски.

!! Вспомни. nbsp;  

Как называется такой способ печати?

__________________________________________________________________________

Затем стали использовать гравюры на  медных пластинках.

Новый стиль в оформлении книги.

еред нами тальянский перевод библии, изданный в Венеции. Простой, светлый и строгий стиль страницы. На гравюре-заставке изображен не библейский пророк, а писатель за литературным трудом. На рабочем столе подсвечник (с шипом для накалывания свечи), песочные часы, чернильница.

Это стиль оформления книги на рубеже 15 -16 веков.

Новый стиль!! Сравни этот стиль с оформлением страницы в рукописной книге.

В чем ты видишь отличие?    __________________________________

  Все книги, напечатанные до 1 января 1501 года, называют ИНКУНАБУЛАМИ. Слово это переводиться, как «колыбель», то есть младенческий возраст книгопечатания.

Инкунабул до нашего времени сохранилось немного. Их сберегают в музеях и крупнейших библиотеках мира. Инкунабулы красивы, их шрифты изящны и четки, текст и иллюстрации размещены на страницах очень гармонично.

Инкунабула

На их примере видно, что книга – это произведение искусства
Одно из крупнейших собраний инкунабул в мире, около 6 тысяч книг, хранится в Российской Национальной библиотеке в городе Санкт – Петербурге. Коллекция  находится в специальном помещении, так называемом «кабинете Фауста», воссоздающем обстановку западноевропейской монастырской библиотеки  15 века.
Кабинет Фауста

!! Проверь себя.

1. Прочитай высказывание французского писателя Виктора Гюго о роли книгопечатания, которое стало эпиграфом к данной теме. Как ты его понимаешь?

_____________________________________________________________________________________

2. В Германии в городе Страсбурге на центральной площади стоит памятник Иоганну Гутенбергу. За какие заслуги благодарные потомки увековечили память этого немецкого мастера?

_____________________________________________________________________________________

3.Почему печатные книги 15 века называются инкунабулами

_____________________________________________________________________________________

4. Какие новые элементы появились в печатных книгах 15 века?

_____________________________________________________________________________________

5. Объясни значение следующих понятий с помощью справочных изданий.

Тебе поможет Большой Энциклопедический словарь (любое издание

литера______________________________________________________

наборная печать (набор)_______________________________________

шрифт_______________________________________________________

типография__________________________________________________

гравюра_____________________________________________________

красная строка_______________________________________________

Ксилография

Позднее начали вырезать текст ножом на деревянных досках; это так называемая ксилография. Древнейшее дошедшее до нас произведение этого искусства, имеющее на себе дату печатания, относится к 1423 году (см. «Библия бедных»).

Про собак:  Алабай собака фото характеристика характер

Производилось ли печатание с помощью станка или с помощью щёток — неизвестно; во всяком случае дошедшие книги печатались лишь с одной стороны листа. Из книг, напечатанных этим способом, наиболее известны так называемые «Донаты» (сочинение римского грамматика Элия Доната).

Не доказано, что «Донаты» были напечатаны много раньше изобретения Гутенберга; с другой стороны, известно, что печатными досками пользовались ещё долго после Гутенберга; ксилография также существовала в 1475, в 1482 и даже в 1504 годах.

Литература

Дореволюционная
  • Штейн В. И.Печатное дело // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Wetter J. Kritische Geschichte der Erfindung der Buchdruckerkunst. — Meinz, 1836.
  • Schaab. Geschichte der Erfindung der Buchdruckerkunst. — 2. Ausg. — Meinz, 1855.
  • Bernard Ang. De l’origine et des débuts de l’imprimerie en Europe. — P., 1853.
  • Sotheby. Principia typographica. — L., 1858.
  • Dupont P. Histoire de l’imprimerie. — P., 1869.
  • Bigmore и Wyman. Bibliography of printing. — L., 1880—84.
  • Didot A. F. Histoire de la typographie. / Extrait de l’Encyclopédie moderne. — P., 1882.
  • De Vinne. The invention of printing. — 2nd ed. — N. Y., 1878.
  • Булгаков Ф. И.Иллюстрированная история книгопечатания и типографского искусства: Т. 1: С истории изобретения книгопечатания по XVIII век включительно. — СПб., 1889. — 365 с., ил.
  • Голике Р. Р. Сборник снимков с славяно-русских старопечатных книг. — СПб., 1895.
  • Шибанов П. Каталог русских и славянских книг, напечатанных вне Москвы и Петербурга с основания типографий до новейшего времени. — М., 1883.
  • Старопечатные славянские издания // Вестник славянства. — Вып. X. — 1895.
  • Остроглазов. Книжные редкости // Русский архив. — 1891. — № 8, 9.
  • Голубев. О начале книгопечатания в Киеве // Киевская старина. — 1886. — № 6.
  • Ляхницкий. Начало книгопечатания в России. — СПб., 1883.
  • Лихачев Н. Документы о печатании книг и грамот в 1694 г. — СПб., 1894.
  • Лихачев Н. Книгопечатание в Казани за первое пятидесятилетие существования в этом городе типографий. — СПб., 1895.
  • Карамышев И. Краткие исторические сведения о СПб. типографиях.
  • Божерянов И. Исторический очерк русского книгопечатного дела. — СПб., 1895.
  • Владимиров П. В. Начало славянского и русского книгопечатания в XV—XVI вв. — К., 1894.
  • Собко, «Ян Галлер» // Журнал Мин. нар. просв., 1883, № 11;
  • Петрушевич А. С. Иван Фёдоров, русский первопечатник. — Львов, 1883.
  • Пташицкий О. Л. Иван Фёдоров, русский первопечатник. // Русская старина. — 1884. — № 3.
  • Дринов М. Првата Блгарска типография в Солун и некои от напечатанише в нея книги. — 1890.
  • Обзор I Всерос. выставки печатного дела. — СПб., 1895; 34.
Современная
Учебная и справочная
  • Баренбаум И. Е., Шомракова И. А. Всеобщая история книги. — СПб., 2005.
  • Владимиров Л. И. Всеобщая история книги: Древний мир, Средневековье, Возрождение. — М., 1988.
  • История книги / Под ред. А. А. Говорова, Т. Г. Куприяновой. — М., 2001 (первое издание: М., 1999).
  • Ростовцев Е. А. История книжного дела. Учеб. пособие. — СПб., 2007—2021. — Ч. 1—3.
  • Книга. Энциклопедия. — М., 1999. (Книговедение. Энциклопедический словарь. — М., 1982. — первое издание)
Избранная научная
  • Аронов В. Р. Эльзевиры. — М., 1965.
  • Баренбаум И. Е. Книжный Петербург. — СПб., 2000.
  • Баренбаум И. Е. Штурманы грядущей бури. Н. А. Серно-Соловьевич, Н. А. Баллин, А. А. Черкесов. — М., 1987.
  • Баркер Р., Эскарп Р. Жажда чтения. — М., 1979.
  • Белов С. В., Толстяков А. П. Русские издатели конца XIX — начала XX века. — Л., 1976.
  • Блюм А. В. Советская цензура в эпоху тотального террора 1929—1953. — СПб., 2000.
  • Бубнов Н. Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в. Источники, типы и эволюция. — СПб., 1995.
  • Варбанец Н. В. Иоханн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе. — М., 1980.
  • Васильев В. Г. Издательская деятельность Академии наук в её историческом развитии (от зарождения до наших дней). — М., 1999. — Кн. 1—2.
  • Верещагин Е. М. Христианская книжность Древней Руси. — М.,1996.
  • Вздорнов Г. И. Искусство книги Древней Руси. Рукописная книга Северо-восточной Руси. — М., 1980.
  • Волкова В. Н. Сибирское книгоиздание второй половины XIX в. — Новосибирск, 1995.
  • Володихин Д. М. Книжность и просвещение в Московском государстве XVII в. — М., 1993.
  • Вольман Б. Русские нотные издания XIX — начала XX вв. — Л., 1970.
  • Герчук Ю. Я. Эпоха политпажей. Русское типографское искусство. — М., 1982.
  • Динерштейн Е. А. А. С. Суворин. Человек, сделавший карьеру. — М., 1998.
  • Динерштейн Е. А. Издательское дело в первые годы Советской власти. — М., 1971.
  • Динерштейн Е. А. «Фабрикант» читателей: А. Ф. Маркс. — М., 1986.
  • Динерштейн Е. А. И. Д. Сытин. — М., 1983.
  • Дуров В. А. Книга в семье Романовых. — М., 2000.
  • Ершова Г. Г. Майя: тайны древнего письма. — М., 2004.
  • Заболотских Б. В. Книжная Москва. — М., 1990.
  • Завадская Е. В. Японское искусство книги (VII—XIX вв.) — М., 1986.
  • Ильина Т. В. Декоративное оформление древнерусских книг. Новгород и Псков. XII—XV вв. — Л., 1978.
  • Каждан А. П. Книга и писатель в Византии. — М., 1973.
  • Кельнер В. Е. Очерки по истории русско-еврейского книжного дела во второй половине XIX — начале XX века. — СПб., 2003.
  • Кестнер И. Иоганн Гутенберг. — Львов, 1987.
  • Киселева Л. И. Западноевропейская рукописная и печатная книга XIV—XV вв. — Л., 1985.
  • Киселева М. С. Учение книжное: текст и контекст древнерусской книжности. — М., 2000.
  • Кишкин Л. С. Честный, добрый, простодушный…: Труды и дни А. Ф. Смирдина. — М., 1995.
  • Клейменова Р. Н. Книжная Москва первой половины XIX века. — М., 1991.
  • Королев Д. Г. Очерки из истории издания и распространения театральной книги в России XIX — начала XX веков. — СПб., 1999.
  • Куприянова Т. Г. Первая династия российских издателей. — М., 2001.
  • Куприянова Т. Г. Печатный двор при Петре I. — М., 1999.
  • Кьера Эдвард. Они писали на глине. — М., 1984.
  • Лазурский В. В. Альд и альдины. — М., 1977.
  • Левшун Л. В. История восточно-славянского книжного слова. XI—XVII вв. — Мн., 2001.
  • Леликова Н. К. Становление и развитие книговедческой и биографической наук в России в XIX — первой половине XX века. — СПб., 2004.
  • Лихачева В. Д. Искусство книги. Константинополь XI в. — М., 1976.
  • Луппов С. П. Книга в России в XVII в. — Л., 1970.
  • Луппов С. П. Книга в России в первой четверти XVIII в. — Л., 1973.
  • Луппов С. П. Книга в России в послепетровское время. — Л., 1976.
  • Ляхов В. Н. Искусство книги. — М., 1978.
  • Ляхов В. Н. Очерки теории искусства книги. — М., 1971.
  • Мартынов И. Ф. Книгоиздатель Николай Новиков. — М., 1981.
  • Мигонь К. Наука о книге. — М., 1991.
  • Москаленко В. В. Книгоиздание США. Организация, экономика, распространение. — М., 1976.
  • Мыльников А. С. Чешская книга. Очерки истории. — М., 1971.
  • Назаров А. И. Октябрь и книга. Создание советских издательств и формирование массового читателя. 1917—23. — М., 1968.
  • Накорякова К. М. Редакторское мастерство в России. XVI—XIX вв. Опыт и проблемы. — М., 1973.
  • Немировский Е. Л. Иван Федоров. — М., 1985.
  • Немировский Е. Л. Изобретение Иоганна Гутенберга. Из истории книгопечатания. Технические аспекты. — М., 2000.
  • Немировский Е. Л. Начало книгопечатания на Украине. — М., 1974.
  • Немировский Е. Л. Начало славянского книгопечатания. — М., 1971.
  • Немировский Е. Л. История славянского кирилловского книгопечатания XV — начала XVII века. — М., 2003.
  • Немировский Е. Л. Иван Федоров. Начало книгопечатания на Руси : Описание изданий и указатель литературы : К 500-летию со дня рождения великого русского просветителя. — М., 2021.
  • Пайчадзе С. А. Книжное дело на Дальнем Востоке: Дооктябрьский период. — Новосибирск, 1991.
  • Рассудовская Н. М. Издатель Ф. Ф. Павленков (1839—1900). Очерк жизни и деятельности. — М.,1960.
  • Рафиков А. Х. Очерки истории книгопечатания Турции. — Л., 1973.
  • Рейтблат А. И. От Бовы к Бальмонту: Очерки по истории чтения в России во второй половине XIX в. — М., 1991.
  • Розов Н. Н. Книга в России в XV в. — Л., 1981.
  • Розов Н. Н. Книга Древней Руси (XI—XIV вв.) — М., 1977.
  • Романова В. Л. Рукописная книга и готическое письмо во Франции в XIII—XV вв. — М., 1975.
  • Самарин А. Ю. Читатель в России во второй половине XVIII в. (по спискам подписчиков). — М., 2000.
  • Сапунов Б. В. Книга в России в XI—XIII вв. — Л., 1978.
  • Терентьев-Катанский А. П. С Востока на Запад. Из истории книгопечатания в странах Центральной Азии. — М., 1990.
  • Толстяков А. П. Люди мысли и добра. Русские издатели К. Т. Солдатенков и Н. П. Поляков. — М., 1984.
  • Функе Ф. Книговедение: исторический обзор книжного дела. — М., 1982.
  • Халидов А. Б. Арабские рукописи и арабская рукописная традиция. — М., 1985.
  • Червинский М. Система книги. Зберский Т. Семиотика книги. — М., 1981.
  • Шматов В. Ф. Искусство книги Франциска Скорины. — М., 1990.
  • Шустова Ю. Э. Документы Львовского Успенского Ставропигийского братства (1586—1788): источниковедческое исследование. — М., 2009.
  • Якерсон С. М. Еврейская средневековая книга: кодикологические, палеографические и книговедческие аспекты. — М., 2003.
Про собак:  Алабай или немецкая овчарка кого выбрать для охраны частного дома

На ближнем востоке

Штучная печать на ткани появилась в римскомЕгипте к четвёртому столетию. Ксилография, названная по-арабски «тарш», была развита в арабском Египте в IX—X столетиях, применяясь главным образом, для молитв и письменных амулетов.

Есть некоторые причины полагать, что эти печатные оттиски (гравюры) были сделаны из недеревянных материалов, возможно из олова, свинца или глины. Используемые методы, кажется, имели очень мало влияния за пределами мусульманского мира.

Хотя Европа приняла печать деревянной гравюры от мусульманского мира, первоначально для оттиска на ткани, техника металлической ксилографии в Европе осталась неизвестной. Позже ксилография вышла из употребления в исламской Средней Азии после того, как из Китая была перенята печать подвижного типа[6].

Наборный шрифт

История книгопечатания в современном смысле этого слова начинается с того момента, когда стали изготавливать металлические, подвижные, выпуклые буквы, вырезанные в зеркальном отображении. Из них набирали строки и с помощью пресса оттискивали на бумаге.

Между 1041 и 1049 годами китаец Би Шэн придумал изготавливать наборный шрифт из обожжённой глины, но этот способ получил меньшее распространение, чем ксилография, так как в китайской письменности тысячи иероглифов и поэтому изготовление наборного шрифта было слишком трудоемким.

В Корее времён династии Корё в 1377 году с помощью подвижного шрифта из металла была напечатана книга «Антология учения великих монахов об обретении духа Будды с помощью практики Сон Пэгуна Хвасана» (Чикчи).

В Европе наборный шрифт появился во второй трети XV века, и почти все исследователи приписывают его немцу Иоганну Гутенбергу. Иоганн Ментелин в Страсбурге, имевший типографию уже в 1458 году, и Пфистер в Бамберге, считавшиеся ранее первыми печатниками, должны быть признаны учениками Гутенберга.

У итальянцевПамфилио Кастальди в Фельтре считался изобретателем подвижных букв: как рассказывают, он не придавал своему изобретению никакого значения, уступил его Фусту, который с товарищами воспользовался им, учредив типографию в Майнце.

К свидетельствам современников, говорящим в пользу Гутенберга, нужно отнести указание Петера Шеффера, зятя Фуста и продолжателя его дела: в издании «Институций Юстиниана» 1468 году он указывает на Гутенберга и Фуста как на первых печатников.

Движимый родственным чувством, он, вероятно, приписал и Фусту честь изобретения, принадлежащего одному Гутенбергу. В 1472 году Вильгельм Фише, ректор Парижского университета, в письме к Роберту Гагену говорит: «Передают, что недалеко от города Майнца был некто Иоанн Бонемонтан (Гутенберг), который первый выдумал искусство книгопечатания».

Матвей Пальмерий, в продолжении «Хроники» Евсевия, напечатанном в 1483 году в Венеции, указывает, что «искусство печатать книги было изобретено в 1440 г. Гутенбергом в г. Майнце». Наконец, Иоанн Шеффер, сын Петера Шеффера, в посвящении к переводу Тита Ливия 1505 года указывает на Гутенберга как на первого печатника, хотя в других местах приписывает это изобретение Фусту.

Появление подвижного шрифта

Однако, как бы ни совершенствовалась технология штучной печати, её главным недостатком была необходимость для каждой очередной страницы заново вырезать весь текст. Прорыв в этом направлении, благодаря которому история книгопечатания получила значительный импульс, произошёл также в Китае.

По сообщению выдающегося учёного и историка прошедших веков Шэнь Ко, китайскому мастеру Би Шену, жившему в период с 990 по 1051 год, пришла в голову идея сделать из обожжённой глины подвижные литеры и поместить их в специальные рамки. Это позволяло набирать из них определённый текст, а после печатанья необходимого количества экземпляров рассыпать и использовать заново в иных сочетаниях. Так был изобретён подвижный шрифт, используемый вплоть до наших дней.

Однако эта гениальная идея, ставшая основой всего будущего книгопечатания, не получила в тот период должного развития. Объясняется это тем, что в китайском языке существует несколько тысяч иероглифов, и изготовление такого шрифта представлялось слишком затруднительным.

Между тем, рассматривая все этапы книгопечатания, следует признать, что наборными литерами впервые воспользовались не европейцы. Известна сохранившаяся до наших дней единственная книга религиозных текстов, изготовленная в 1377 году в Корее. Как установили исследователи, она была отпечатана с использованием технологии подвижного шрифта.

Примечания

  1. Книга // Большой энциклопедический словарь
  2. McDermott, J.P. A social history of the chinese book, Hong Kong, Hong Kong University Press, 2006, p. 11.
  3. Oneline Gallery: Sacred Texts (неопр.). British Library. Архивировано 25 июня 2021 года.
  4. Tsien Tsuen-Hsuin; Joseph Needham. Paper and Printing (неопр.). — Cambridge University Press, 1985. — Т. 5 part 1. — С. 158,201. — (Science and Civilisation in China).
  5. Carter, Thomas. The Invention of Printing in China (неопр.). — 1925. — С. 102—111.
  6. Richard W. Bulliet (1987), «Medieval Arabic Tarsh: A Forgotten Chapter in the History of Printing». Journal of the American Oriental Society107 (3), p. 427—438.
  7. History of Woodcut, Arthur M. Hind, p , Houghton Mifflin Co. 1935 (in USA), reprinted Dover Publications, 1963 ISBN 0-486-20952-0
  8. Exsul immeritus blas valera populo suo e historia et rudimenta linguae piruanorum, 2007. стр. 515—516
  9. ¿Sublevando el Virreinato?, стр. 245
  10. Oeuvres complètes de Mme. de Grafigny, стр. 19, 20, 22, 40, 41, 84, 85
  11. Coleccion de documentos literarios del Peru
  12. Libros antiguos y raros del Príncipe de Sansevero

Технология

Печатание производилось следующим образом: на деревянных козлах, на которых вырезались выпуклые буквы, наносили жидкую краску, затем сверху накладывали лист бумаги и тёрли мягкой щёткой. Этот способ печати, употреблявшийся и в Средние века нидерландскими печатниками на деревянных печатных досках, сохранился в Китае до начала XX века; попытка иезуитов-миссионеров в XVII веке вырезать слова из меди не привилась.

Уже в гробницах Фив и Вавилона находили кирпичи с вытиснутыми надписями; у ассирийцев для летописей служили цилиндры из жжёной глины с вырезанными буквами; в Афинах вырезали географические карты на тонких медных досках; римские горшечники на изготавливаемой ими посуде отпечатывали имя заказчика или обозначение цели, для которой она предназначена.

Богатые римляне, чтобы облегчить детям изучение грамоты, давали им буквы, вырезанные из слоновой кости или из металла, из которых дети учились составлять отдельные слова; Цицерон, рассказывая об этом, излагает в ясных выражениях основной принцип набора слов.

В Средние века, после крестовых походов, когда усилилось стремление к образованию, деятельность монахов, занимавшихся переписью книг (манускриптов), перестала удовлетворять возраставшие потребности.

С XIII века начали вырезать картинки на досках с текстом, вначале весьма кратким. Впоследствии текст начал занимать больше места, чаще в виде составленной из слов ленты, исходящей из уст действующего лица; следом начали печатать книги, состоявшие из одного текста, без рисунков. Для печати изготавливались тонкие металлические пластины, на которых вырезались значки. Существовало несколько методов:

Оцените статью
Собака и Я
Добавить комментарий